
«Вещь в себе» – просветительский абонемент Московской филармонии, раскрывающий широкой аудитории загадки музыки последнего столетия. Одиннадцатый концерт, продолжающий четвертый сезон цикла, посвящен «Русским сезонам» Леонида Десятникова. 4 декабря в Концертном зале им. П. И. Чайковского сочинение исполнит ансамбль Questa Musica под управлением Филиппа Чижевского; солисты – Даниил Коган (скрипка) и Яна Иванилова (сопрано).
Ведущий и автор цикла Ярослав Тимофеев познакомит слушателей с историей, содержанием и внутренним устройством сочинения.
Год назад на сцене Зала Чайковского состоялась одна из важнейших премьер филармонического сезона: впервые в Москве был представлен балет “Opera” Леонида Десятникова. Ровно год спустя, также в первую среду декабря, на главной сцене Московской филармонии – еще одно знаковое сочинение композитора:
«Русские сезоны» на русские народные тексты для скрипки, сопрано и струнного оркестра. Произведение написано в 2000 году для всемирно известного скрипача Гидона Кремера и его ансамбля Kremerata Baltica, в исполнении которых в марте 2001-го «Русские сезоны» прозвучали в Москве и Санкт-Петербурге, а в декабре были записаны в Берлине (партию сопрано исполнила Юлия Корпачёва). В 2003 году запись издана под лейблом Nonesuch.
Во второй раз «Русские сезоны» были записаны в 2016 году под управлением Филиппа Чижевского с участием Романа Минца (скрипка); партию сопрано, как и в нынешней программе, исполнила Яна Иванилова.
https://www.classicalmusicnews.ru/interview/yana-ivanilova-2019/
Балет на музыку «Русских сезонов» был поставлен хореографом Алексеем Ратманским в 2006 году в Нью-Йорке. В 2008-м перенесен на сцену Государственного академического Большого театра России, где шел до 2017 года. О своем сочинении Леонид Десятников рассказывает:
«В основе – аутентичные записи и нотные расшифровки народного пения, опубликованные в книге “Традиционная музыка Русского Поозерья”. В произведении двенадцать частей, как во “Временах года” Чайковского, но композиция “Русских сезонов” скорее напоминает цикл вивальдиевских концертов. Каждая часть связана с определенным моментом православного или традиционного земледельческого календаря…
Соединение Гидона и его оркестра, продуцирующих блеск, элегантность, европейскость, с таким изначально корявым (хоть и прекрасно-корявым – я говорю о фольклорных источниках) материалом вполне можно определить как “столкновение”, “конфликт интересов” и т. д. Возможно, “Русские сезоны” – поиск национальной культурной идентичности?»
https://www.classicalmusicnews.ru/interview/alexei-ratmansky-2023/
* * *
Любой настоящий шедевр – это вещь в себе: многослойное, таинственное и неисчерпаемое творение. В каждом концерте цикла «Вещь в себе» его автор и ведущий Ярослав Тимофеев подбирает ключи к одному музыкальному произведению XX–XXI веков, наглядно показывая его внутреннее устройство, а затем партитура звучит целиком в исполнении первоклассных оркестров и дирижеров. В заключительном концерте цикла в нынешнем сезоне – Седьмая симфония Сергея Прокофьева (19 марта).
Пресс-служба Московской филармонии
Московская государственная академическая филармония — одна из крупнейших концертных организаций мира, проводящая более 3000 концертов в год на концертных площадках Москвы, а также в регионах России и за рубежом.
Все публикации пресс-службы Московской филармонии на ClassicalMusicNews.Ru