Что покажут музыкальные театры и сыграют музыканты в новом сезоне? Ответ на этот вопрос не будет однозначным, как прежде, когда планы премьер оглашались заранее и неукоснительно выполнялись.
Сегодня оперные дома и филармонии придерживаются разных стратегий пиара: кто-то, как и прежде, объявил даты новинок на весь сезон, в надежде, что они осуществятся, другие придерживают долгосрочные новости, ограничиваясь ближайшим временем. В общем, налицо конфликт между разумом и чувством: планы есть, и хочется, чтобы всё было, но нет уверенности в этом.
По первому пути пошел, например, Большой театр. У него всё подробно расписано.
Большой театр откроет сезон оперой “Дон Карлос” с участием Анны Нетребко
Большой планирует в 245-м сезоне представить три балетные и семь оперных премьер, в том числе июньский спектакль «Мазепа» Чайковского в режиссуре Евгения Писарева, и жадно ожидаемый театралами спектакль знаменитого Клауса Гута «Саломея» (Рихард Штраус). Премьера – 25 февраля 2021. Гут, кстати, впервые будет работать в России.
В апреле появится всюду и всегда востребованная меломанами «Тоска» Пуччини, постановка итальянца Стефано Пода. Интереснейшая премьера в июне – генделевский «Ариодант» Дэвида Олдена, того самого, что ранее сделал в ГАБТе поразительного «Билли Бада». «Искателей жемчуга» Бизе на Камерной сцене готовит Владислав Насташевс.
Музыкальная комедия «Москва, Черёмушки» Шостаковича будет сделана там же, но режиссёром Иваном Поповски. Как и премьеры опер «Дневник Анны Франк» (музыка Григория Фрида) и «Белая роза» (музыка Удо Циммермана) с дирижёром Филиппом Чижевским и режиссером Хансом-Йоахимом Фраем.
Новинка балета ГАБТа – внеплановая сентябрьская премьера одноактных постановок зарубежных хореографов «Четыре персонажа в поисках сюжета». И ноябрьский юбилейный вечер к 95-летию Майи Плисецкой, декабрьский вечер балетов с музыкой классика Глазунова и наших современников – Юрия Красавина и Анатолия Королева (ставят Вячеслав Самодуров, Артемий Беляков и Антон Пимонов).
Большой театр анонсировал первую в мире премьеру эпохи коронавируса
Плюс мартовская премьера «Орландо» на музыку Дворжака и Макса Рихтера в хореографии Кристиана Шпука. А также июльские новинки — «Чайка» Ильи Демуцкого и хореографа Юрия Посохова в соавторстве с режиссером Александром Молочниковым, и очередной Международный конкурс балета.
Московский музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко, наоборот, осторожен в прогнозах. Пока официально объявлена лишь одна балетная премьера 17 октября: программа одноактных балетов, включающая возобновление «Вариаций» Владимира Бурмейстера и мировую премьеру спектакля AUREA («Золотое сечение») Гойо Монтеро. (Планировавшийся третьим балет Акрама Хана «Kaash» перенесен на сезон 2021/22.).
По словам пресс- секретаря МАМТа Ирины Горбуновой,
«конечно, у театра были сверстаны планы на новый сезон, эти планы мы традиционно собирались объявить в конце апреля. Однако, Covid изменил планы у всех, и у нас тоже.
Сейчас наше административное и художественное руководство, понимая наши финансовые потери, стараясь просчитать, что мы сможем заработать первыми продажами билетов, просчитывает, какие из намеченных премьер мы сможем сохранить. Надеюсь, довольно скоро театр объявит, что у нас в результате получается».
Мариинский театр тоже не спешит с анонсами. Официально известна лишь сентябрьская премьера «Снегурочки» Римского-Корсакова в постановке Анны Матисон. Эта постановка, запланированная на апрель, была отложена из-за пандемии коронавируса. За пультом – Валерий Гергиев.
Фестиваль «Золотая Маска», сроки проведения которого сдвинулись с весны на осень, предлагает показы музыкальных и прочих спектаклей, начиная с сентября. Правда, большинство из них пройдет не в Москве, а по месту рождения. Но кое-что и в столице. В частности, гастроли Екатеринбургского театра оперы и балета, программы современного танца. Закрытие фестиваля – 30 октября в Концертном зале «Зарядье».
Театр «Новая опера» в начале декабря обещает «Кармен» Бизе в постановке Юрия Александрова. Один из главных ежегодных проектов театра – Крещенский фестиваль, который проходит в январе и феврале. По традиции в программу включены премьеры опер в концертном исполнении. В этом сезоне проект приурочен к 75-летию со дня рождения основателя театра, и программа фестиваля воскрешает страницы музыкального театра Евгения Колобова.
В «Геликоне» назначены четыре премьеры. Не только Дмитрия Бертмана. Это «Каменный гость» Даргомыжского, «Арлекин» Бузони, еще одна «Тоска» и спектакль «Альфа и Омега».
Спектакли фестиваля «Видеть музыку», где театры регионов (числом 30) показывают постановки, ими самими для гастролей в столице и отобранные, пройдут на сценах всех музыкальных театров Москвы в течение октября и ноября.
Очередной фестиваль «Территория», как всегда, активно пропагандирует современное искусство. Первым проектом осеннего фестиваля станет вечер лауреатов программы «Русская музыка 2.0». Это девять современных композиторов, чьи новые сочинения будут исполнены в одном концерте. Цель программы – «развитие и популяризация отечественной композиторской школы и показ ее лучших достижений на сценах России и за рубежом».
Здесь же, на «Территории» – танцевальный интерактивный спектакль «Сеанс одновременной игры», новая работа Челябинского театра современного танца, фильм «Ретроспектива» француза Жерома Беля, где собраны фрагменты из 20 танцевальных спектаклей французского хореографа. Премьера театра современной хореографии «Провинциальные танцы». Концертное исполнение авторской адаптации оперы «Носферату» Дмитрия Курляндского. И кукольный спектакль «Дидона и Эней» с музыкой Пёрселла.
Фестиваль Дианы Вишневой «Контекст» в октябре проводит вечер молодых хореографов и гастроли балета Пермского театра оперы и балета со спектаклями «Шут» и «Шахерезада» (именно так называется постановка, посвященная, как сказано в анонсе, «одной из самых удивительных женщин ХХ века — последней императрицы Ирана Фарах Пехлеви»).
Что касается музыкальных событий, то их, конечно, планируется очень много. Другой вопрос – что на самом деле состоится. Поэтому упомянем только некоторые и только ближайшие.
Среди несомненных концертов – очередной фестиваль Российского национального оркестра в Зале имени Чайковского, с 7 сентября по 1 октября, шесть вечеров с разнообразной музыкой, где, в частности, выступят Михаил Плетнев, Василий Петренко, Юлия Лежнева и Венера Гимадиева.
Очень любопытную программу – на этот раз онлайн – предлагает с 27 сентября по 11 октября петербургский фестиваль старинной музыки «Early Music». В афише – четыре крупных события. Премьера виртуальной постановки мелодрамы Георга Антона Бенды «Ариадна на Наксосе» (1775), музыкально-литературный марафон ко дню рождения императора Павла I в его резиденции в Гатчине, концерт-состязание барочных скрипачей Андрея Решетина и Марии Крестинской «Фехтование смычком и премьера видео-балета Клауса Абромайта на музыку Румана «Союз Ветра и Моря».
Пока и Роману Минцу, одному из организаторов фестиваля «Возвращение», неясно, будет или не будет январский, двадцать четвертый по счету, фестиваль в Малом зале Московской Консерватории. А вот про зал «Зарядье» нам известно: он начинает программы сезона в октябре. Стартуют с концерта Хиблы Герзмавы и Александра Князева, продолжают (и это лишь малая часть задуманного) вечерами Диляры Идрисовой, Елены Стихиной и Альбины Шагимуратовой, а также историческими лекциями Ларисы Кириллиной и Сергея Ходнева.
В январе, если все пойдет по плану, обещаны старинные французские придворные арии в исполнении ансамбля Le Poème Harmonique и дирижера Венсана Дюместра. Как и вечер Джойс ДиДонато.
В Зале имени Чайковского и залах столичной Консерватории уже активно проходят концерты. Среди намечаемых событий осени в КЗЧ – концерты Люки Дебарга, Пинхаса Цукермана, вокального ансамбля «Интрада», Бориса Березовского, американского тенора Лоренса Браунли, Айлена Притчина, ансамбля старинной музыки Il Giardino Armonico с Джованни Антонини, Алексея Володина, баховская Месса си минор с Филиппом Херревеге.
Консерватория порадует перенесенными с весны концертами разного рода. Например, вечером к 300-летию со дня рождения Леопольда Моцарта. Плюс фестивали «Двойная трость», «Творческая молодежь» и «Эстафета Веры», вечер к 125-летию Хиндемита, концерт к 85-летию Всеволода Задерацкого, выступления Якова Кацнельсона, Павла Нерсесьяна, Вадима Холоденко, камерного оркестра «Musica Viva»… Снова тут описана лишь малая часть.
А также (что я хочу подчеркнуть особо) на всех концертных площадках Москвы от больших залов до залов камерных будут музицировать прекрасные исполнители, которые в этой статье не упомянуты. Так что следите за афишами. Лишь бы вируса не было.
Майя Крылова