В Музее изобразительных искусств имени Пушкина пройдет XLI Международный музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера Святослава Рихтера» (2021).
В этом году фестиваль имеет подзаголовок “Вариации в свободном стиле” и связан с выставкой «Бывают странные сближенья», ее принцип – неочевидность художественных связей. Экспозицию готовит французский куратор Жан-Юбер Мартен, который убежден, что стимуляция воображения зрителей – главное. Музей намерен
«представить в одном месте и сравнить абсолютно несхожие, на первый взгляд, произведения искусства, имеющие различное происхождение, относящиеся к разным эпохам и культурным традициям».
Никакой хронологии не будет, как не будет истории стилей, уверяют в музее. Такой подход даст толчок разного рода «визуальным аналогиям», для создания которых задействованы не только произведения искусства, но и природные и технические объекты.
По такому же принципу построен музыкальный фестиваль. Не зря его назвали «Вариации в свободном стиле». Одиннадцать программ не пронизаны одной или близкой тематикой, наоборот, они, на первый взгляд, совершенно разнокалиберные.
Что может связывать мадригалы Ренессанса, барокко Испании и Италии, и музыку, вдохновленную ориентальным искусством? Какие точки пресечения между аутентичными инструментами и современной электроникой? Что такое превращения в музыке, как выглядит музыкальная геометрия и в чем тайна спектрализма? Как устроено французское многоголосие, о чем размышляли авторы русского авангарда начала прошлого века, зачем сравнивать прелюдии Шостаковича и Шопена, как символика маски влияет на танец, и почему музыкальный импрессионизм существовал рядом с музыкальным урбанизмом, «апологией движения и энергии»?
На эти и многие другие вопросы ответ дадут фестивальные концерты. Вот их названия: «Метаморфозы», «Пространство звука», «Хождение за три моря», «Часослов любви», «Апология круга», «Сад радости и печали», «Аффекты барокко», «Магия маски», «Геометрия контрапункта». «В лунном и солнечном свете», «Движелище».
Что прозвучит? Всего не перечислишь. Рихард Штраус, Александр Вустин, современные французские композиторы, Стравинский и Дешевов, Пуленк и Орландо Лассо, Корндорф и Губайдулина, Монтеверди и анонимные мастера 17- го века, Шнитке, Лигети и Штокхаузен…
Из этого разнообразия публика концертов может «слепить» собственные музыкально-художественные ассоциации. Ведь что такое мировая культура, как не единый огромный «текст», в котором частные творения – лишь отдельные звучные строки?
На «Декабрьских вечерах» 2021 года выступят не только российские (ансамбли «Солисты Москвы», Московский ансамбль современной музыки (МАСМ), «Студия Новой музыки», Intrada, оркестр Персимфанс, солисты Большого и Мариинского театров Марат Гали и Мария Баянкина, cолист хора MusicAeterna Андрей Немзер, певица Алиса Тен и инструменталисты Руст Позюмский и Пётр Главатских, хореограф Алла Сигалова, танцовщик Ильдар Гайнутдинов пианист Алексей Володин), но и зарубежные исполнители (ансамбль барочной музыки Венсана Дюместра Le Poème Harmonique (Франция), вокальный ансамбль Aedes (Франция), ансамбли современной музыки Court-Circuit (Франция) и Klangforum Wien (Австрия), пианисты Жан-Эффлам Бавузе (Франция).
Как сообщает музей,
«для некоторых программ специально пишутся музыкальные сочинения и делаются транскрипции, почти все проекты нынешнего фестиваля носят эксклюзивный характер, готовятся несколько мировых премьер».
Майя Крылова
Декабрьские вечера 2021 – программа
1 декабря 2021. «Метаморфозы»
I отделение
АЛЬФРЕД ШНИТКЕ (1934–1998) — ЮРИЙ БАШМЕТ (р. 1953)
Трио-соната для камерного оркестра (1987)
I. Moderato
II. Adagio
АЛЕКСАНДР ВУСТИН (1943–2020)
«Юбиляции» для камерного оркестра (февраль 2020)
«Декабрьским вечерам» посвящается (мировая премьера)
II отделение
РИХАРД ШТРАУС (1864–1949)
Metamorphosen («Метаморфозы»). Этюд для струнного оркестра (1945) TrV 290
I. Adagio
КУЗЬМА БОДРОВ (р. 1980)
«Пять отражений на тему 24-го каприса Паганини» (1817) для альта, пяти солирующих скрипок и камерного оркестра (2018)
Прелюдия
1. «Бетховен»
2. «Брамс»
3. «Чайковский»
4. «Прокофьев»
5. «Берг»
Интерлюдия
Кода
Исполнители
Народный артист СССР Юрий БАШМЕТ (альт)
Заслуженный артист России Андрей ПОСКРОБКО (скрипка)
Лауреаты международных конкурсов —
Арина ШЕВЛЯКОВА (скрипка)
Ольга КОЛГАТИНА (скрипка)
Кирилл КРАВЦОВ (скрипка)
Михаил АШУРОВ (скрипка)
Камерный ансамбль «СОЛИСТЫ МОСКВЫ»
Художественный руководитель и дирижер — Юрий БАШМЕТ
3 декабря 2021. «Пространство звука»
I отделение
АЛЛЕН ГОССЕН (р. 1943)
L’harmonie des sphères («Гармония сфер») для камерного ансамбля (2006)
1. Symétries («Симметрии»)
2. Malaise d’adolescent («Подростковая неловкость»)
3. Mouvements quantiques («Квантовые движения»)
АДРИЕН ТРИБУКИ (р. 1993)
Fragments d’Opale («Фрагменты Опала») для флейты пикколо и ударных (2016)
ФИЛИПП ЮРЕЛЬ (р. 1955)
So Nah So Fern («Так близко, так далеко») для камерного ансамбля (2016)
Памяти Люка БрюэйсаII отделение
ЭДИТ КАНА ДЕ ШИЗИ (р. 1950)
Sparkle («Искра») для кларнета, скрипки и фортепиано (2019)
ЖЕРАР ГРИЗЕ (1946–1998)
Taléa ou la machine et les herbes folles («Талеа, или Машина и дикие травы») для камерного ансамбля (1985–1986)
Исполнители
Ансамбль современной музыки Court-Circuit (Франция) в составе:
Жереми ФЕВР (флейта), Пьер ДЮТРИЁ (кларнет), Эв ПАЙЁР (ударные), Жан-Мари КОТТЕ (фортепиано), Александра ГРЕФФЕН-КЛЯЙН (скрипка), Лоран КАМАТТ (альт), Фредерик БАЛЬДАССАРЕ (виолончель)
Художественный руководитель — Филипп ЮРЕЛЬ
Дирижер — Жан ДЕРУАЙЕ
6 декабря 2021. «Хождение за три моря»
I отделение
ИГОРЬ СТРАВИНСКИЙ (1882–1971)
Три стихотворения из японской лирики для сопрано, двух флейт, двух кларнетов, фортепиано и струнного квартета (1912–1913), W 22
1. Akahito («Я белые цветы…»)
Морису Деляжу
2 .Mazatsumi («Весна пришла»)
Флорану Шмитту
3. Tsaraïuki («Что это белое вдали?»)
Морису Равелю
МОРИС ДЕЛЯЖ (1879–1961)
Семь хайку. Вокальный цикл на стихи японских поэтов для сопрано, флейты, гобоя, кларнета и струнного квартета (1924)
1. Préface du Kokinshiou («Предисловие к „Кокинсю“»)
2. Les herbes de l’oubli… («Трава забвения»)
3. Le coq… («Петух»)
4. La petite tortue… («Маленькая черепаха»)
5. La lune d‘automne… («Осенняя луна»)
6. Alors… («В то время»)
7. L’été… («Лето»)
ИГОРЬ СТРАВИНСКИЙ
Два номера из оперы «Соловей» (1908–1914), W 24 по одноименной сказке Г. Х. Андерсена
Переложение для инструментального ансамбля Фараджа Караева (р. 1943)
1. «Китайский марш»
2. «Песнь соловья»
МОРИС ДЕЛЯЖ
Четыре индусских поэмы для голоса, двух флейт, двух кларнетов, гобоя, струнного квартета и арфы (1912)
1. Мадрас — Une belle… («Красавица»), стансы Бхартрихари
Морису Равелю
2. Лахор — Un sapin isolé… («На севере диком…»), стихи Генриха Гейне
3. Бенарес — Naissance de Bouddha («Рождение Будды»)
Флорану Шмитту
4. Джайпур — Si vous pensez à elle… («Если вы думаете о ней…»), стансы Бхартрихари
Игорю Стравинскому
II отделение
МОРИС РАВЕЛЬ (1875–1937)
Chansons Madécasses («Мадагарскарские песни») для сопрано, флейты, виолончели и фортепиано на слова А. Парни (1925–1926), M78
1. Nahandove («Красотка Нахандове»)
2. Aoua! («Ауа! Не доверяйте белым»)
3. Il est doux («Хорошо улечься в зной»)
ВЛАДИМИР ДЕШЕВОВ (1899–1955)
Экзотическая сюита для гобоя, скрипки, виолончели и фортепиано из музыки к спектаклю «Сэди» по рассказу С. Моэма «Дождь» (1926), ор. 13
Дариюсу Мийо
1. «Остров Паго-Паго»
2. «Свадьба»
ДМИТРИЙ ШОСТАКОВИЧ (1906–1975)
Шесть романсов на слова японских поэтов для тенора и симфонического оркестра, ор. 21 (1928–1932). Переложение для инструментального ансамбля Фараджа Караева (р. 1943)
1. «Любовь»
2. «Перед самоубийством»
3. «Нескромный взгляд»
4. «В первый и последний раз»
5. «Безнадежная любовь»
6. «Смерть»
Исполнители
Солистка Мариинского театра Мария БАЯНКИНА (сопрано)
Солист Большого театра, Заслуженный артист Республики Татарстан Марат ГАЛИ (тенор)
Ансамбль солистов «Студия новой музыки»
Дирижер — заслуженный артист России Игорь ДРОНОВ
8 декабря 2021. «Часослов любви»
I отделение
ФРАНСИС ПУЛЕНК (1899–1963)
Tous les droits («Все права») на стихи Поля Элюара из цикла «Семь песен» (1936)
ЖАН-ИВ ДАНИЭЛЬ-ЛЕЗЮР (1908–2002)
Dialogue («Диалог»)
La voix du bien-aimé («Голос возлюбленного») из цикла «Песнь песней» (1953)
ФРАНСИС ПУЛЕНК (1899–1963)
Belle et ressemblante («Красивая и похожая») на стихи Поля Элюара
La blanche neige («Белоснежка») на стихи Гийома Аполлинера из цикла «Семь песен» (1936)
ЖАН-ИВ ДАНИЭЛЬ-ЛЕЗЮР (1908–2002)
Le Songe («Мечта») из цикла «Песнь песней» (1953)
ЖОЗЕФ ГИ МАРИ РОПАРЦ (1864–1955)
Ave Maria (1896)
ОРЛАНДО ЛАССО (1532–1594)
Ce faux amour («Любовь-обманщица») (1564)
ФРАНСИС ПУЛЕНК (1899–1963)
Marie («Мария») на стихи Гийома Аполлинера из цикла «Семь песен» (1936)
КЛЕМАН ЖАНЕКЕН (1485–1558)
O doulx regard («О, нежный взор!») (около 1550)
КЛОД ДЕБЮССИ (1862–1918)
Три песни на слова Шарля Орлеанского
1. Dieu! qu’il la fait bon regarder! («О, как отрадно созерцать!») (1898)
2. Quand j‘ay ouy le tabourin («Я тамбурина слышал звон») (1908)
3. Yver, vous n‘estes qu‘un villain («Зима, ты злобных чар полна») (1898)
II отделение
КЛЕМАН ЖАНЕКЕН (1485–1558)
La guerre («Война») (1528)
МОРИС ДЮРУФЛЕ (1902–1986)
Четыре мотета на григорианские темы (1961)
1. Ubi caritas et amor («Там, где милосердие и любовь»)
2. Tota pulchra es («Вся ты прекрасна»)
3. Tu es Petrus («Ты – Пётр»)
4. Tantum ergo («Эту тайну Пресвятую»)
ОРЛАНДО ЛАССО (1532–1594)
Il etait une religeuse («Она была набожной») (1565)
ФРАНСИС ПУЛЕНК (1899–1963)
Par une nuit nouvelle («Ночью вновь») на стихи Поля Элюара из цикла «Семь песен» (1936)
ЖАН-ИВ ДАНИЭЛЬ-ЛЕЗЮР (1908–2002)
Le Roi Salomon («Царь Соломон») из цикла «Песнь песней» (1953)
ФЕРНАН ДЕ ЛЯ ТОМБЕЛЬ (1854–1928)
Le Furet («Хорёк») (1904)
ЖОЗЕФ ГИ МАРИ РОПАРЦ (1864–1955)
Domine non sum dingnus («Господи! Не достоин я») из цикла «Пять мотетов» (1900)
ЖАН-ИВ ДАНИЭЛЬ-ЛЕЗЮР (1908–2002)
Epithalame («Эпиталама») из цикла «Песнь песней» (1953)
Исполнители
Вокальный ансамбль Aedes (Франция)
Художественный руководитель и дирижер — Матьё РОМАНО
10 декабря 2021. «Апология круга»
I отделение
ДМИТРИЙ ШОСТАКОВИЧ (1906–1975)
24 прелюдии для фортепиано, ор. 34 (1932–1933)
1. Moderato, C-dur
2. Allegretto, a-moll
3. Andante, G-dur
4. Moderato, e-moll
5. Allegro vivace, D-dur
6. Allegretto, h-moll
7. Andante, A-dur
8. Allegretto, fis-moll
9. Presto, E-dur
10. Moderato non troppo, cis-moll
11. Allegretto, H-dur
12. Allegro non troppo, gis-moll
13. Moderato, Fis-dur
14. Adagio, es-moll
15. Allegretto, Des-dur
16. Andantino, b-moll
17. Largo, As-dur
18. Allegretto, f-moll
19. Andantino, Es-dur
20. Allegretto furioso, c-moll
21. Allegretto poco moderato, B-dur
22. Adagio, g-moll
23. Moderato, F-dur
24. Allegretto, d-moll
II отделение
ФРЕДЕРИК ШОПЕН (1810–1849)
24 прелюдии для фортепиано, ор. 28 (1838–1839)
1. Agitato, C-dur
2. Lento, a-moll
3. Vivace, G-dur
4. Largo, e-moll
5. Molto allegro, D-dur
6. Lento assai, h-moll
7. Andantino, A-dur
8. Molto agitato, fis-moll
9. Largo, E-dur
10. Molto allegro, cis-moll
11. Vivace, H-dur
12. Presto, gis-moll
13. Lento, Fis-dur
14. Allegro, es-moll
15. Sostenuto, Des-dur
16. Presto con fuoco, b-moll
17. Allegretto, As-dur
18. Molto allegro, f-moll
19. Vivace, Es-dur
20. Largo, c-moll
21. Cantabile, B-dur
22. Molto agitato, g-moll
23. Moderato, F-dur
24. Allegro appassionato, d-moll
Алексей ВОЛОДИН (фортепиано)
13 декабря 2021. «Сад радости и печали»
I отделение
ИГОРЬ СТРАВИНСКИЙ (1882–1971)
«Четыре русские песни» для голоса, флейты, арфы и гитары (редакция 1954 года)
1. «Селезень» (1919)
2. «Сектантская» (1919)
3. «Гуси-лебеди» (1917)
4. «Тили-бом» (1917)
НИКОЛАЙ КОРНДОРФ (1947–2001)
«Ярило» для фортепиано и магнитофонной ленты (1981)
ИГОРЬ СТРАВИНСКИЙ (1882–1971)
«Прибаутки», шуточные песенки для среднего голоса и восьми инструментов на русские народные тексты из собрания сказок А. Афанасьева (1914)
Транскрипция для голоса, флейты, кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано Олега Танцова (2019)
1. «Корнило»
2. «Наташка»
3. «Полковник»
4. «Старец и заяц»
II отделение
АРТУР ЛУРЬЕ (1891–1966)
Pleurs de la Vierge Marie. Fragment d’une chanson pieuse du XIII siècle(«Плач Богородицы. Фрагмент благочестивой песни XIII века») для голоса, скрипки, альта и виолончели, ор. 26 (1915)
[Перевод со старофранцузского М.А. Кузмина]
ИВАН ВЫШНЕГРАДСКИЙ (1893–1979)
Étude sur le carré magique sonore («Этюд на магический квадрат») для фортепиано, ор. 40 (1957)
Транскрипция для, флейты, кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано Олега Танцова (2017)
СОФИЯ ГУБАЙДУЛИНА (р. 1931)
«Сад радости и печали» для флейты, альта и арфы (1980)
АЛЬФРЕД ШНИТКЕ (1934–1998)
Гимны для камерно-инструментального ансамбля (1974–1979)
Гимн III (Lento) для виолончели, фагота, клавесина и колоколов
Гимн IV (Allegretto) для виолончели, фагота, контрабаса, клавесина, арфы, литавр и колоколов
Исполнители
Лауреат международных конкурсов
Андрей НЕМЗЕР (контратенор)
Московский ансамбль современной музыки (МАСМ) в составе —
Михаил ДУБОВ (фортепиано, клавесин), Иван БУШУЕВ (флейта), Олег ТАНЦОВ (кларнет), Станислав КАТЕНИН (фагот), Роман МИНЦ (скрипка), Ирина СОПОВА (альт), Ольга ДЁМИНА (виолончель), Григорий КРОТЕНКО (контрабас), Алексей ПОТАПОВ (гитара), Лилиана САФИХАНОВА (арфа), Александр СУВОРОВ (ударные), Андрей ВИННИЦКИЙ (ударные)
15 декабря 2021. «Аффекты барокко»
АНОНИМ
Españoleta («Эспаньолета»)
ЛУИС ДЕ БРИСЕНЬО (работал в 1610–1630-е)
Andalo çaravanda («Танцуя сарабанду»)
КЛАУДИО МОНТЕВЕРДИ (1567–1643)
Anima Dolorosa («Скорбная душа»)
ЛУИС ДЕ БРИСЕНЬО
Que tenga yo mi mujer («У меня есть ты, моя жена»)
АНОНИМ
Lloren, lloren mis ojos («Плачут, плачут мои глаза»)*
ЛУИС ДЕ БРИСЕНЬО
El caballo del marques («Лошадь маркиза»)
АНОНИМ
Ay luna que reluces («Светит луна»)**
АНТОНИО МАРТИН-И-КОЛЬ (1660–1734)
Вариации на волынке
АНРИ ЛЕ БАЙИ (? – 1637)
La vida es un sueño («Жизнь есть сон»)
Pasacalle la Locura (Пассакалья «Безумие»)
ЛУИС ДЕ БРИСЕНЬО
Canario («Канарейка»)
ХУАН АРАНЕС (? – 1649)
Un sarao de la chacona («Вечер под чакону»)
КЛАУДИО МОНТЕВЕРДИ
Che se tu se’il cor mio («Ибо ты — мое сердце»)
ЛУИС ДЕ БРИСЕНЬО
Folia — Serrana si vuestros ojos (Фолия «Серрана, если твои глаза»)
ХУАН ДЕЛЬ ЭНСИНА (1468–1529)
Fata la parte («Скажите всем и везде»)
Villancico («Колядка»)
Исполнители
Ансамбль старинной музыки Le Poème Harmonique (Франция)
Художественный руководитель и дирижер — Венсан ДЮМЕСТР
Вокальный ансамбль Intrada
Художественный руководитель — Екатерина АНТОНЕНКО
17 декабря 2021. «Магия маски»
Музыкально-хореографическая фантазия на сэмплы из сочинений Владимира Мартынова, Ираиды Юсуповой, Владимира Николаева, Алексея Сюмака
I. «Тотем»
II. «Заклинание»
III. «Царство мертвых»
IV. «Рождение божества»
Исполнители
Ильдар ГАЙНУТДИНОВ (танец)
Алиса ТЕН (неакадемический вокал)
Руст ПОЗЮМСКИЙ (виола да гамба)
Пётр ГЛАВАТСКИХ (ударные)
Композитор — Ираида ЮСУПОВА
Режиссер-постановщик, хореограф — Алла СИГАЛОВА
Художник по свету — Александр РОМАНОВ
20 декабря 2021. «Геометрия контрапункта»
I отделение
КЛАУС ЛАНГ (р. 1971)
Eine Bearbeitung von Ockeghem («Сочинение на темы Окегема») (2021)
(мировая премьера)
АНТОН ВЕБЕРН (1883–1945)
Шесть пьес для оркестра, ор. 6, переложение для камерного оркестра (1920)
ДЬЁРДЬ ЛИГЕТИ (1923–2006)
Камерный концерт (1969–1970)
I. Corrente (Fließend)
II. Calmo, sostenuto
III. Movimento preciso e meccanico
IV. Presto
II отделение
КАРЛХАЙНЦ ШТОКХАУЗЕН (1928–2007)
Kreuzspiel («Перекрестная игра»), ор. 1 (1951)
БЕАТ ФУРРЕР (р. 1954)
Intorno al bianco («Вокруг белого») (2016)
Исполнители
Ансамбль современной музыки Klangforum Wien (Австрия)
Дирижер – Беат ФУРРЕР
22 декабря 2021. «В лунном и солнечном свете»
I отделение
ГАБРИЭЛЬ ПЬЕРНЕ (1863–1937)
Ноктюрн в форме вальса, op. 40 № 2 (1904)
АБЕЛЬ ДЕКО (1869–1943)
Le Cimetière («Кладбище») из цикла «Лунный свет» (1907)
КЛОД ДЕБЮССИ (1862–1918)
Ноктюрн Des-dur, L 82 (1892)
МОРИС РАВЕЛЬ (1875–1937)
Gaspard de la Nuit («Ночной Гаспар») (1908)
1. Ondine («Ундина»)
2. Le gibet («Виселица»)
3. Scarbo («Скарбо»)
II отделение
КЛОД ДЕБЮССИ
Двенадцать прелюдий, вторая тетрадь (1910–1913)
1. Brouillards («Туманы»)
2. Feuilles mortes («Мертвые листья»)
3. La puerta del Vino («Ворота Альгамбры»)
4. «Les fées sont d’exquises danseuses» («Феи — прелестные танцовщицы»)
5. Bruyères («Вереск»)
6. Général Lavine – Excentric («Генерал Лявин, эксцентрик»)
7. La terrasse des audiences du clair de lune («Терраса, освещаемая лунным светом»)
8. Ondine («Ундина»)
9. Hommage à S. Pickwick Esq. P.P.M.P.C («В знак уважения С. Пиквику, эск. П.Ч.П.К»)
10. Canope («Канопа»)
11. Les tierces alternées («Чередующиеся терции»)
12. Feux d’artifice («Фейерверк»)
Жан-Эффлам Бавузе (фортепиано)
24 декабря 2021. «Движелище»
НИККОЛО ПАГАНИНИ (1782–1840)
Moto Perpetuo / «Вечное движение», op. 11 (1835)
Переложение для скрипки и пианолы Петра Айду
ДЖОРДЖ АНТЕЙЛ (1900–1959)
Ballet Mécanique / «Механический балет» (1924/1953), редакция для четырех фортепиано и ударных
СТИВЕН РАЙХ (р. 1936)
Музыка для 18 музыкантов (1974–1976)
Исполнители
Оркестр без дирижера Персимфанс
Солисты:
Пётр АЙДУ (фортепиано), Фёдор АМИРОВ (фортепиано), Михаил ДУБОВ (фортепиано), Иван СОКОЛОВ (фортепиано), Марина КАТАРЖНОВА (скрипка), Александр ЗЕНИН (пианола)
ClassicalMusicNews.Ru, по материалам официального сайта фестиваля “Декабрьские вечера”