Теодор Курентзис представил программу XII Дягилевского фестиваля.
“Мечта Дягилевского фестиваля – создавать новую продукцию. Дягилевское мышление – это смотреть на три-четыре шага вперед и давать правильный посыл и направление для культуры будущего”,
– размышляет о специфике фестивальной политики художественный руководитель Пермского театра оперы и балета Теодор Курентзис.
Фраза Сергея Дягилева «Удиви меня», – практически девиз фестиваля. Чем же приготовился удивлять XII Дягилевский фестиваль, который пройдет в Перми с 14 по 24 июня 2018 года?
29 марта 2018 года в пермской частной филармонии «Триумф» Теодор Курентзис представил программу XII фестиваля на пресс-конференции, во время которой рассказал, чем завоюет внимание своих зрителей фестиваль в этом году.
Покоряя пространство города
На пресс-конференцию хедлайнер фестиваля прибыл с опозданием прямиком с деловой встречи, во время которой у фестиваля к уже имеющимся девяти добавилась ещё одна концертная площадка – завод имени Шпагина:
“Много проблем в связи с площадкой. Наш театр очень старый, к сожалению, как и машинерия сцены. Нам нужно 2 дня, чтобы смонтировать новый спектакль, техника архаична. В этом есть свое обаяние, но она не позволяет нам создавать то, что мы могли бы.
Каждый год при выстраивании программы первое, что мы смотрим, – какие новые площадки мы можем подключить в качестве альтернативных для Дягилевского фестиваля”.
В этом году фестивальная программа будет проходить как в привычных залах: частная филармония «Триумф», Дом Дягилева, Органный зал, Художественная галерея, так и отвоюет новые пространства: ДК Солдатова, ТЮЗ, гостиница «Урал» и другие.
Созвездие имен на премьерах фестиваля
В первую очередь Дягилевский фестиваль будет удивлять премьерами постановок, в создании которых принимали участие представители мирового авангарда в театральном искусстве.
Фестиваль откроют российской премьерой – драматической ораторией «Жанна на костре» Артюра Онеггера в постановке Ромео Кастеллуччи, знаменитого режиссера как драматического, так и оперного театра.
Проект стал копродукцией Пермского оперного театра с Лионской национальной оперой (Франция), театром Ла Монне/Дю Монт (Бельгия) и Театром Базеля (Швейцария), его премьера состоялась в начале 2017 года в Лионе.
Опера в постановке Кастеллуччи будет представлена в России впервые, что повышает градус сенсационности события. История Жанны, еще при жизни ставшей иконой и сакральной фигурой, будет рассказана в одиннадцати эпизодах предсмертных воспоминаний, возвращающих героине ее личность.
Ромео Кастеллуччи: “Ставить оперу все равно что управлять космическим кораблем”
Главные партии исполнят французские актеры театра и кино Одри Бонне и Дени Лаван, музыкальное оформление спектакля в пермском исполнении будет представлено оркестром и хором musicAeterna, за дирижерский пульт встанут Теодор Курентзис (14 и 16 июня) и Петр Белякин (15 июня).
Любителей балетных новинок ожидает постановка хореографа с не менее одиозным именем: Алан Платель уже не впервые привозит свои проекты на Дягилевский. В этом году в Перми можно будет увидеть его авангардный балет Nicht Schlafen («Не спать») в исполнении созданной им танцевальной компании Les Ballets C de la B, платформой хореографа для многочисленных сценических экспериментов.
Спектакли Плателя превращаются в глубинные исследования человеческого естества, и проект «Не спать» продолжает их, приглашая зрителей на
«прогулку, во время которой они сталкиваются с собственными страхами или собственными демонами».
Премьера спектакля, созданного Аланом Плателем совместно с художницей Берлиндой де Брёкере, композитором Стивеном Пренгельсом и драматургом Яном Ванденхофе, состоялась в 2016 году на RUHRtriennale, теперь его смогут увидеть и российские зрители на Дягилевском фестивале.
Имя Робера Лепажа также становится приманкой для любителей современного театра. В программу фестиваля включен моноспектакль «Needles and Opium» («Иглы и опиум»), поставленный Лепажем в 1991 году и отредактированный спустя более 20 лет.
Основой спектакля стали фрагменты биографий американского джазового музыканта Майлса Дэвиса и французского драматурга Жана Кокто. Теодор Курентзис признался, что считает большим счастьем возможность показать эту постановку «из золотого фонда спектаклей Лепажа» пермскому зрителю.
Изабель Караян представит на фестивале спектакль «Miss Death meets Mr. Shostakovich» («Мадемуазель Смерть встречает господина Шостаковича»), жанр которого обозначен как «сценический коллаж на тему страха».
«Темой спектакля стал страх, как чувство, столь мощно определявшее творчество Шостаковича и, одновременно, знакомое и понятное каждому из нас»,
– так описывает постановку Изабель Караян в одном из интервью.
Продолжит череду громких российских премьер перформанс легендарной представительницы нью-йоркского художественного авангарда Мередит Монк. Попытки привезти в пермские земли шедевры музыкального театра заняли три года, как признался худрук Пермского театра оперы и балета, и пропустить это событие никак нельзя:
«Пока существуют такие люди, которые открывают нам тайны мира в современном синтетическом искусстве, необходимо учиться от них».
Мировой премьерой станет созданный специально для фестиваля перформанс в технике буто «Камилла». Молодой крымский композитор Алексей Ретинский, чье творчество Теодор Курентзис активно продвигает в последнее время, написал музыку для этого спектакля. В его фокусе художественный мир скульптора Камиллы Клодель, ученицы, возлюбленной и музы Огюста Родена.
Хореографической частью спектакля занялась Анна Гарафеева, которая произвела большое впечатление на Теодора Курентзиса своими работами, «соединяющими танцы буто с визуальными иллюзиями и биоэнергией человеческого тела».
Концертная программа: расширяя границы времен и горизонтов
Концертная программа фестиваля удивляет широтой охвата эпох, стилей и географической принадлежностью музыки. Свои сольные программы в Пермь привезут пианисты Алексей Любимов, Александр Мельников, Алексей Гориболь, Алексей Зуев, Вячеслав Попругин; вечер джазовой музыки ожидает пришедших на концерт английского саксофониста Жени Стригалёва и его соратников по проекту Never Group; этническую турецкую музыку и свои импровизации представит турецкий скрипач Нэдим Налбантоглу:
«Если бы он так играл во времена средневековья, его непременно казнили бы на костре»,
– шутит художественный руководитель фестиваля.
Любители вокальной музыки смогут посетить концерты Андрея Немзера (контратенор), хора musicAeterna в Пермской художественной галерее, Нади Михаэль, выступающей вместе с пианисткой Зариной Шиманской в проекте Liederabend (что переводится как «песенный вечер» с немецкого).
В одном из отделений концерта пианиста Алексея Гориболя примадонна Пермского театра оперы и балета Надежда Павлова исполнит цикл из восьми романсов Бориса Тищенко «Грустные песни».
Особое любопытство вызывает программа ансамбля старинной музыки Graindelavoix: на фестивале прозвучат греко-византийские, греко-арабские и мариотские песнопения в их исполнении. И совсем нельзя пропустить необычную постановку вокально-инструментального цикла «Лунный Пьеро» А. Шенберга. Проектом занялся сам Теодор Курентзис вместе с режиссером Ниной Воробьевой.
Камерная музыка различных эпох и стилей на фестивале будет звучать в исполнении Трио имени Шуберта, струнного квартета солистов оркестра musicAeterna, Московского ансамбля современной музыки.
Отдельно Теодор Курентзис отметил концерт немецкого коллектива Ensemble Modern, которые исполнят на фестивале музыку
«романтика нашего времени Георга Фридриха Хааса и особого композитора с собственным стилем и почерком Сальвадора Шарино».
Симфонии Густава Малера в исполнении фестивального оркестра под управлением Теодора Курентзиса – фирменный знак фестиваля. В этом году завершать программу будут Четвертой симфонией Малера и вокальным циклом «Волшебный рог мальчика». Некоторым образом, этот концерт зарифмует финал фестивальной программы со спектаклем Алана Плателя, в котором также звучит музыка Малера, в частности отрывки из Четвертой симфонии.
Фестиваль управляет сновидениями
Фестивалю становится тесно в привычных форматах проведения концертов. К ночным выступлениям постоянные посетители Дягилевского уже привыкли, как и к возлежанию на подушках во время них. Встречать рассвет на берегу Камы после погружения в спиритуальный мир выставки «Пермские боги» вместе с хором musicAeterna зрителей тоже приучили.
В этом году фестиваль решил зайти дальше. В то время, как Алан Платель предлагает нам «Не спать», организаторы фестиваля, напротив, хотят уложить нас в постель во время концерта. Ночной перформанс «Sleep concerts. Путешествие в себя» предполагают показывать с 23.00 до 7.00 утра в гостинице «Урал», где посетителям действительно будет предложено лечь в кровать, погрузиться в сновидения и отдаться исцеляющему воздействию музыки.
Автором перформанса стал композитор Николай Скачков, его музыку исполнит известный альтист Сергей Полтавский. Идея апелляции к бессознательному в человеке пришлась по душе художественному руководителю фестиваля:
– Музыканты восстанавливают традицию, которая существовала в 60-х годах. Сон – это самая важная и неисследованная площадка нашей жизни, почти ее половину мы проводим в кровати.
Вместе с психологами была построена специальная программа из музыки, которая звучит в то время, как человек углубляется в разные фазы сна: специальная музыка, которая погружает в сон все глубже и глубже, а затем способствует пробуждению.
Наверное, когда-то будут определенные места – гостиницы – в которых люди будут спать, пока музыканты всю ночь для них играют.
Премьеры-энигмы, женщины в искусстве и жизнь в театральном сквере
Рамки и ограничения – не для Дягилевского фестиваля. Помимо перечисленных премьер анонсированы и премьеры-энигмы: пермские зрители уже привыкли к концертам-сюрпризам, программа которых объявляется после выступления.
– Мне очень нравится идея музыкальной спонтанности. Видите, какая красивая история получилась с концертом «Энигма»? Заходишь в концертный зал и не знаешь, что сейчас услышишь. Нужно уметь быть свободными и сиюминутно подключиться к неожиданной волне, которую способна передать музыка,
– объясняет свою идею Теодор Курентзис.
Для Дягилевского фестиваля всегда важна образовательная часть программы. Как обычно, в театральном сквере развернет свою работу Фестивальный клуб, в котором пройдет более 80 мероприятий: показы опер в постановке именитых режиссеров, танцевальные уроки, совместные читки.
В этом году помимо привычных лекционных программ и работы над совместной оперной постановкой стартует отдельный блок программы под названием Women in Art: женщины, связавшие свою судьбу с искусством, смогут расширить свой музыкальный опыт. Не случайно на афишу фестиваля в этом году дизайнер Евгения Мрачковская поместила фотографию балерины Ольги Хохловой рядом с фотографией Сергея Дягилева – отклик на феминистскую повестку вполне коррелирует с этим пунктом образовательной программы.
Анонсировав многочисленные выставки и воркшопы для публики фестиваля, пообещав сделать ее соучастницей творческих событий, Теодор Курентзис поделился своей фестивальной концепцией – создавать связи между людьми и более тесно вовлекать в созидательный процесс своих зрителей:
– Крупные фестивали, например, Зальцбург, подобны большому механизму, который собирает вместе и показывает лучших исполнителей мира зрителям. Они создают прекрасную продукцию, на которую люди покупают билеты заранее, порой за год. Но созидание связей между людьми в таком масштабном формате невозможно.
Невозможно разбить палатку на Красной площади, тебе нужен для этого маленький город. Мы живем в провинции, у нас маленький театр, но мы не страдаем от нашей проблемы, не позволяющей нашему фестивалю размахнуться.
Мы извлекаем из нее пользу: формируем менталитет нашего зрителя. В этом главное отличие нашего фестиваля от других.
Наталья Шкуратова