Московская филармония завершает абонемент «Бах. Гендель», в программах которого звучат оратория «Радостный, Задумчивый и Умеренный» Генделя и грандиозные пассионы Баха – «Страсти по Иоанну» и «Страсти по Матфею». Кульминацией цикла, посвященного крупнейшим шедеврам музыки барокко, станет концерт 24 апреля 2024 в Зале Чайковского; прозвучат «Страсти по Матфею» в исполнении солистов, ансамбля Questa Musica и Хора мальчиков хорового училища имени А. В. Свешникова под управлением Филиппа Чижевского.
Абонементы Московской филармонии, посвященные музыке барокко, пользуются особенной популярностью у публики. В нынешнем сезоне продолжается цикл «Бах. Гендель», в который включены оратория «Радостный, Задумчивый и Умеренный» Генделя, «Страсти по Иоанну» Баха, открывшие абонемент в октябре, и «Страсти по Матфею», завершающие его полгода спустя.
Одну из признанных вершин баховского творчества представят ансамбль Questa Musica, дирижер Филипп Чижевский, а также солисты Елене Гвритишвили (сопрано), Лилия Гайсина (сопрано), Андрей Немзер (контратенор), Михаил Нор (тенор), Сергей Годин (тенор), Игорь Подоплелов (бас-баритон), Демьян Онуфрак (бас), Илья Татаков (бас-баритон).
«Всё гениальное просто. Эта известная истина в полной мере применима и к одному из главных шедевров музыкального искусства, оратории Иоганна Себастьяна Баха “Страсти по Матфею”,
– размышляет музыковед Роман Насонов, автор книги “Музыка: Диалог с Богом. От архаики до электроники”.
– Глубокие духовные смыслы произведения рождены тысячелетней религиозной традицией. Заслуга композитора и его верного слуги, либреттиста Кристиана Фридриха Хенрици (Пикандера), состоит в умении выразить их сквозь призму простых и трогающих архетипических сюжетов.
Невеста теряет своего Жениха и отправляется искать его по темным переулкам. Неправедный суд приговаривает Праведника к мучительной и позорной смерти, и ничто не может остановить совершающееся на наших глазах беззаконие.
Обе эти истории становятся у Баха образом Искупительной жертвы, помогая осознать и прочувствовать ее тонкие человеческие нюансы. Но вместе с тем обе они глубоко укоренены в Священном писании.
Каждая из частей оратории открывается аллегорическими номерами. В заглавном хоре Дочь Сиона и ее подруги оплакивают распятого Агнца, вспоминая пройденный им Крестный путь. В начале же второй части, после проповеди священника на вечерней службе Великого Пятка, подруги хором пытаются смягчить горе Невесты – плененный в Гефсиманском саду Иисус был только что предан хищникам и находится в их власти.
Слова девушек: “Куда пошел возлюбленный твой, прекраснейшая из женщин? Куда обратился возлюбленный твой? Мы поищем его с тобою”, – не просто цитата из шестой главы Песни песней, но отсылка к средневековой мистической традиции.
Со времен Бернарда Клервоского созерцание Страстей понималось как уникальный для верующего шанс – соединиться с Иисусом в момент, казалось бы, последнего и окончательного расставания, навсегда сочетаться с Богом узами любви».
«Страсти по Матфею» – повествование о Страстях Христовых, изложенное согласно Евангелию от Матфея, – были написаны Бахом для исполнения в Страстную пятницу 11 апреля 1727 года в лейпцигской церкви св. Фомы, где он служил в качестве органиста и кантора. При жизни Баха «Страсти» звучали трижды, затем оказались забыты почти на столетие; в 1829 году они с успехом были исполнены в Берлине под управлением Феликса Мендельсона – и исполняются во всем мире по сей день.
Пресс-служба Московской фимлармонии