26 апреля 1942 года родился Святослав Бэлза.
Его называли аристократом российского телеэкрана, рыцарем музыкального образа, сам же он про себя говорил:
«Моё рабочее место – Культура!»
Служить Культуре – в этом для Бэлзы состояла суть его работы.
Народный артист России, лауреат Государственной премии в области литературы и искусства, заслуженный деятель искусств, президент Российской академии искусств…
Сложно сосчитать число проектов, которые были созданы на российском телевидении благодаря Святославу Бэлзе. На телеканале «Культура», где он работал со дня основания, он вёл авторские передачи – «В вашем доме», «Шедевры мирового музыкального театра» , «Романтика романса», «Игра в классику», также был ведущим Международного конкурса юных музыкантов «Щелкунчик».
Святослав Бэлза был одним из тех счастливых людей, чья профессия стала главным увлечением жизни.
Все заслуги и почетные звания Святослава Бэлзы перечислять можно бесконечно. Он был человеком, олицетворявшим стиль и глубину российской культуры.
«Когда тебе доверяет публика, зритель, то ты можешь вести людей в мир искусства, потому что никто же не рождается с отменным вкусом, вкус вырабатывается, вкус воспитывается»,
– утверждал Святослав Бэлза.
Отменный вкус в нем воспитали родители. Отец – известный музыковед, критик и композитор Игорь Бэлза. В детстве Святослав, получив чемпионский титул по фехтованию, хотел было стать как минимум – спортсменом, как максимум – мушкетером.
Но потом поступил на филологический факультет. В 30-летнем возрасте дебютировал как телеведущий. А мушкетерские качества: благородство, справедливость, честность пронес через всю жизнь.
Академическое искусство Бэлза делал доступным миллионам зрителей. Одним из последних его проектов стал «Большой балет», который шел на нашем канале.
«Надо сказать, что его такт, галантность, его джентльменское чувство к даме меня очень сильно поддерживало»,
– вспоминает хореограф, заслуженная артистка России, ведущая программы «Большой балет» Алла Сигалова.
Вне эфира Бэлза работал в напряжённом графике с постоянными разъездами, нередко вёл два – три концерта в день. Его имя на афише было гарантом успеха. Скрипач Максим Федотов вспоминает, что главной «фишкой» ведущего всегда была импровизация.
«Мы вместе играли концерт. Святослав Игоревич вел этот концерт, и мы оттуда опаздывали на поезд. Вдруг Слава говорит со сцены: “Сейчас вот эти полюбившиеся вам исполнители сыграют один бис”. И он объявляет. Мы говорим: “Мы же опаздываем”. Он: “Вы этот бис играете обычно 45 секунд, нам этого хватит!”»
– рассказывает скрипач, народный артист России Максим Федотов.
Максим Федотов: «Наша профессия дает возможность общаться с гениями напрямую»
В любой ситуации Бэлза был безупречен. Казалось, что он даже спит в смокинге. Его коллекция насчитывала более 150 бабочек, которых поначалу в 90-е было просто не достать.
Когда он вел «Музыку в эфире», ему шила их мама – из галстуков. Бэлза всегда отличался невероятной элегантностью.
«Он даже заходил в море красиво, понимаете. И у него была высочайшая тонкость юмора. Понимаете, даже когда Бэлза рассказывал анекдот, он это делал так, как будто представлял Пласидо Доминго перед концертом»,
– говорит пианист, народный артист России Денис Мацуев.
Он ушел из жизни 6 июня 2014 года. Несмотря на тяжелую болезнь, не отменял ни эфиров, ни концертов. Всё мечтал написать мемуары. Но так и не успел.
Маргарита Масленникова, Новости культуры