Генрих Густавович Нейгауз (31 марта (12 апреля) 1888 г. – 10 октября 1964 г.) вошёл в историю русской музыкальной культуры и как крупнейший исполнитель, и как педагог, создавший свою педагогическую систему, воспитавший таких выдающихся музыкантов, как Э. Гилельс, Я. Зак и С. Рихтер.
Он родился в городе Елизаветграде в семье музыкантов-педагогов. Отец и мать Генриха получили прекрасное музыкальное образование и стали его первыми учителями. Позже Ольга Михайловна, фортепианный педагог с многолетним стажем, стала и первым учителем своего внука Станислава Нейгауза.
В детстве Генрих часто болел, поэтому практически не учился в школе. Многочисленные тетки по отцу и матери давали ему уроки математики, истории, географии и французского языка. Время от времени в Елизаветград приезжал брат матери Феликс Блюменфельд, известный концертирующий пианист и дирижер. Он занимался с Генрихом, и впоследствии Нейгауз неоднократно говорил о том, что именно занятия с дядей позволили ему получить начальную профессиональную подготовку.
Стремясь помочь семье, Генрих рано начинает выступать. Впервые он вышел на сцену 15 сентября 1902 г. Вместе с пианистом М. Эльманом он исполнил программу, составленную из произведений Ф. Шопена. Вскоре после успешных выступлений в родном городе вместе с дядей юноша дает несколько концертов в Киеве. Восторженные отзывы в местной печати привлекли к нему внимание местных меценатов, и Г. Нейгауз получил средства, позволившие ему отправиться за границу.
Осенью 1903 г. он выступил в немецком городе Дортмунде на музыкальном фестивале, который проводил Р. Штраус. Знаменитый музыкант высоко оценил игру молодого пианиста и посоветовал ему продолжать занятия музыкой.
В последующие годы Генрих Нейгауз сочетал концертную деятельность с занятиями у разных музыкантов. Следуя совету дяди, он приезжает в Берлин и посещает занятия в школе пианиста Л. Годовского. Затем совершает большую поездку по городам Германии и Италии.
Вернувшись в Россию, он отправился в Петербург, где ему удалось попасть на прослушивание к композитору и преподавателю Петербургской консерватории А. Глазунову. Тот отговорил юношу поступать в консерваторию, мотивируя свое решение тем, что Генриху незачем начинать все сначала, ему следует пройти обучение у западных мастеров.
Нейгауз отправляется в Берлин и в течение года берет частные уроки у пианиста Г. Барта, с которым в своё время занимался А. Рубинштейн. Завершая свое образование, он переезжает в Вену и становится студентом школы мастеров при Венской академии музыки. В Вене он прожил до начала 1914 г. и окончил курс с золотой медалью.
Нейгауз собирался в концертное турне по Италии и Франции, но из-за начавшейся войны возвратился в Россию. Он поселился в Елизаветграде и стал давать частные уроки. Однако пианист продолжал концертировать, вместе с дядей он выступал в различных городах России. Осенью 1915 г. он приезжает в Петроград, где сдает экзамены за курс консерватории и получает диплом свободного художника.
Тогда он дал несколько концертов, на одном из которых познакомился с молодым композитором С. Прокофьевым. Услышав игру пианиста, Прокофьев назвал его лучшим интерпретатором своих произведений.
Генрих Нейгауз хотел остаться преподавать в консерватории, но из-за войны с Германией был вынужден покинуть столицу. Он отправился в Тбилиси и стал преподавателем местного музыкального училища, но, не желая заниматься поденщиной, через год с небольшим вернулся в Елизаветград. Здесь он встретился со своим двоюродным братом, польским композитором К. Шимановским. Вместе они организуют музыкальный отдел при местном отделе народного образования, выступают с лекциями и концертами.
Известность Нейгауза быстро растет, через несколько месяцев его приглашают в Киев. С осени 1918 г. он стал профессором местной консерватории, вел собственный класс и выступал с концертами. Одним из его учеников становится В. Горовиц.
На концертах Нейгауз и отрабатывает сольные программы, и выступает как превосходный ансамблист. Событием в культурной жизни Киева стал цикл концертов-дуэтов, которые он дал вместе с Блюменфельдом и В. Горовицем. Именно Нейгауз посоветовал своему ученику продолжить образование за границей.
В Киеве Нейгауз проработал в течение пяти лет, а затем летом 1922 года по приглашению А. Луначарского переехал в Москву. Незадолго до переезда пианист женился. Нейгауз становится профессором Московской консерватории, вся дальнейшая его творческая деятельность протекает в Москве. Он впервые начинает регулярную концертную деятельность, постепенно расширяет концертный репертуар.
Можно сказать, что Нейгауз стал единственным пианистом, который мог с одинаковым блеском исполнять произведения Баха и Шуберта, Шопена и Дебюсси. Кроме того, он владел многими стилями исполнительства.
В Москве в семье Нейгаузов рождаются сыновья Адриан и Станислав, последний стал пианистом, как и отец. Нейгауз входит в круг ведущих музыкантов, выступает вместе с К. Игумновым, Н. Мясковским, знакомится и начинает дружить семьями с Пастернаками.
Постепенно приходит известность и к его ученикам. Они начинают выступать с концертами, участвовать в международных конкурсах, неизменно занимая первые места. Андрей Вознесенский вспоминает, что во время концертов Нейгауз всегда сидел в первом ряду и стучал палкой, если исполнители брали неверную ноту. Тогда он уже находился в преклонном возрасте, и характер имел неуживчивый.
Даже со своим сыном Генрих Нейгауз начал работать после того, как тот стал студентом третьего курса, до этого он только прислушивался к его игре.
В 1931 г. Г. Нейгауз пережил личную драму: он расстался со своей женой, которая ушла к Пастернаку. Переживания привели к развитию алкоголизма, в дальнейшем во многом повлиявшего на качество игры музыканта. Но, оправившись от потери, Нейгауз продолжает заниматься привычными обязанностями педагога. С 1934 по 1937 год он исполнял обязанности директора Московской консерватории. Но административные обязанности настолько не соответствовали складу его характера, что при первой же возможности он оставил их.
Исполнитель отдает все силы совершенствованию собственного мастерства. Конечно, не все концерты Нейгауза проходили одинаково удачно, но каждое выступление становилось шагом вперед. Он совершенствует технику, разучивает новые партитуры, пробует свои силы в составе разных коллективов.
Секрет успеха Нейгауза заключался, прежде всего, в его феноменальной памяти, он помнил множество партитур, был хорошо знаком с творчеством композиторов разных эпох.
В 1940 году ему присудили ученую степень доктора искусствоведения, он становится руководителем кафедры фортепиано. Класс Нейгауза считался лучшим в консерватории, в него стремились попасть желающие не только со всей страны, но и из многих стран мира. Музыкант считал, что виртуозное владение техникой еще не является показателем природной одаренности музыканта. Только сочетание таланта и технических возможностей могло привести, с точки зрения мастера, к совершенству. Он учил «чувствовать музыку», понимать особенности музыкального видения композитора, проникать в его творческий замысел.
Исполнительскую манеру Нейгауза нередко называли импровизационной – настолько свободно и непринужденно он преподносил произведения. Перед каждым занятием он ставил конкретную цель и старался добиться ее осуществления. Нередко Нейгауз был нетерпелив и даже жесток, но полученные навыки оказывались настолько прочными, что даже спустя годы можно было узнать почерк учителя в игре его учеников. С. Нейгауз вспоминал, что отец старался, чтобы его ученики постоянно играли и новую музыку, он внимательно слушал и комментировал игру каждого из них.
Во время Великой Отечественной войны Нейгауз был на короткий срок арестован, но спустя два месяца его выпустили. Как и многие другие, он оказался в эвакуации, но не оставил концертной и преподавательской деятельности.
После войны Генрих Нейгауз вторично женился. Сильвия Федоровна постаралась наладить быт музыканта, ограждала его от повседневных забот.
Период с 1950 по 1952 год называют лучшим в творчестве Нейгауза. Он впервые начинает выступать с монографическими концертами, в частности, он впервые исполнил все 24 прелюдии Дебюсси как единый цикл. Тогда же он представил публике концерты из произведений Баха, сыграв в течение одного сезона все фортепианные сочинения композитора. Нередко отец и сын Нейгаузы выступали вместе в фортепианном дуэте, исполняя произведения Моцарта, Шумана, Дебюсси, Рахманинова.
Несмотря на запреты, пианист исполнял на концертах произведения Дм. Шостаковича, оказавшись единственным музыкантом, который в сезон 1952 года осмелился сыграть программы из всех прелюдий и фуг композитора.
В огромном репертуаре Нейгауза было представлено все разнообразие мировой фортепианной музыки. По исполнительскому стилю он был романтиком, его интерпретации Брамса считаются шедевром музыки ХХ века. Но главное увлечение Нейгауза – музыка Шопена. Он играл ее на протяжении всей жизни, постоянно возвращаясь к уже исполненным произведениям и открывая в них новые нюансы.
Однако в середине пятидесятых годов у Нейгауза появились симптомы тяжелого заболевания – полиневрита. Он стремился преодолеть недуг, но все же в 1957 г. ему пришлось навсегда оставить концертную деятельность, и он целиком сосредоточился на преподавании. Некоторые его занятия были записаны на пластинки и стали одним из лучших пособий. О своем педагогическом опыте он позже рассказал в книге «Искусство фортепианной игры» (1958).
Несмотря на запреты врачей, он каждый день по несколько часов проводил за роялем, не прерывая занятия даже во время отпуска. Нейгауз привез рояль в грузинскую деревню Цихис-Джвари, где проводил летние месяцы вместе с семьей художника В. Шухаева. Импровизированные вечерние концерты на террасе крестьянского дома собирали жителей окрестных деревень, никогда раньше не слышавших подобную музыку.
Нейгауз стремился сохранить работоспособность до последних дней жизни, поражая знавших его людей упорством и настойчивостью. Он жил в коммунальной квартире и лишь за два года до смерти переехал в отдельную двухкомнатную квартиру, полученную благодаря вмешательству его ученика С. Рихтера.
Станислав Нейгауз (1927-1980) продолжил дело своего отца, его считали одним из наиболее интересных музыкантов его поколения. Во многом сохранив исполнительскую манеру Генриха Нейгауза, он отличался и собственным своеобразным подходом к трактовке музыкальных произведений.
ClassicalMusicNews.Ru