Московский театр Новая Опера имени Е. В. Колобова, Молодежная оперная программа Большого театра России и Мастерская Брусникина представляют первый совместный творческий проект: оперу «Война и мир. Наташа и Андрей» по грандиозному произведению С. С. Прокофьева в версии semi-stage.
Проект откроет Крещенский фестиваль в Новой Опере: сочинение прозвучит 19, 21 и 23 января 2024 года, а также останется в репертуаре театра. Музыкальный руководитель и дирижер – Тимур Зангиев, режиссер – Алексей Мартынов. Проект реализуется при поддержке Попечительского совета Большого театра.
Особенность творческого проекта «Война и мир. Наташа и Андрей» в том, что он воплощается исключительно силами молодых артистов и постановщиков. Главные партии исполнят участники Молодежной оперной программы Большого театра России.
Приглашение молодых солистов возвращает нас к первоисточнику, роману Л. Н. Толстого, в котором на момент знакомства Наташе Ростовой 16 лет, а Андрею Болконскому 31 год.
По решению генерального директора Большого театра России Владимира Урина этот проект дает возможность певцам на один год дольше оставаться в Молодежной оперной программе, чтобы сохранить состав исполнителей на следующий сезон.
Тимур Зангиев: “В театре ко мне всегда относились по-взрослому”
Владимир Урин, генеральный директор Большого театра России:
«Я всегда рад, когда мы придумываем проект, который объединяет таланты и возможности разных коллективов. “Война и Мир. Наташа и Андрей” – редкий пример коллаборации внутри одного города. Уверен, что эта постановка, позволяющая раскрыться молодым дарованиям, будет интересна не только участникам, осваивающим гениальную партитуру Прокофьева, но и самому широкому кругу зрителей».
Дмитрий Вдовин, руководитель Молодежной оперной программы Большого театра России:
«Кто они, сегодняшние Наташи, Андреи, Пьеры, Элен и Анатоли? Я хочу это понять, услышать, увидеть в этой работе, осуществляемой молодыми силами Большого, Новой Оперы и Мастерской Брусникина. Как и герои романа и оперы, мы живем в переломную эпоху. Хочется верить, что так же, как и тогда, не только трагические исторические коллизии, но и большая любовь решает судьбы людей».
Символично, что проект реализуется именно на сцене Новой Оперы, так как он логично встраивается в один из важнейших репертуарных векторов театра – открытие новых имен.
Антон Гетьман, директор театра Новая Опера:
«Именно сейчас настало время активно искать и привлекать к постановкам российскую молодежь. От решения этой важной стратегической задачи зависит то, как будет развиваться музыкальный театр в ближайшие годы. Проект, который мы придумали вместе с Большим театром и Мастерской Брусникина, – большой шаг в этом направлении. Он дает возможность молодым артистам и постановщикам, пока у них нет громких имен и большого опыта, реализовать себя».
Марина Брусникина, главный режиссер Российского академического молодежного театра, художественный руководитель театра «Практика»:
«Прекрасно, что это проект молодых! Прекрасно, когда возникают новые творческие связи и свежие идеи. И я очень рада, что у нашего бывшего студента Алексея Мартынова, режиссера Мастерской Брусникина, появилась возможность поработать в опере».
В этой версии оперы «Война и мир» сюжетная линия сфокусирована на истории Наташи Ростовой и Андрея Болконского. В проект вошли девять из тринадцати картин, написанных С. С. Прокофьевым. Прозвучат все семь «мирных» картин: от сцены в Отрадном, где князь Болконский услышал признания девочки, которая «так бы вот села на корточки… и полетела бы», первого бала Наташи Ростовой со знаменитым вальсом до сцены с письмами в кабинете Пьера Безухова.
Оперу завершат две картины из второй части, посвященной Отечественной войне 1812 года (Восьмая и Двенадцатая). Именно в этих сценах, перед Бородинским сражением и в темной избе в Мытищах, Андрей Болконский вспоминает о Наташе. В финале спектакля, в час последней встречи героев перед смертью князя, вальс Наташи прозвучит пронзительным рефреном, напоминающим об их несостоявшейся любви.
Сергей Прокофьев: «Воздух чужбины не возбуждает во мне вдохновения»
Опера «Война и мир» С.С. Прокофьева существует в нескольких редакциях, она многократно подвергалась изменениям, что позволяет исследователям говорить:
«Варианты возможны и в наше время, так как абсолютно стабильного статуса формы не существует» (Е. А. Ручьевская).
Композитор работал над оперой на протяжении двенадцати лет: он приступил к сочинению в 1941 году, а редактировал его вплоть до 1953 года. Прокофьев делал купюры, перестановки, дополнения. По совету первого дирижера оперы С. А. Самосуда он добавил две картины «Бал у екатерининского вельможи» и «Военный совет в Филях».
Существовали варианты исполнения в один и два вечера. При жизни композитора опера звучала в концертном варианте (1944), была постановка первых восьми картин в Ленинградском Малом оперном театре (1946), состоялась первая зарубежная премьера в Праге (1948).
Премьера полной редакции в тринадцати картинах прошла уже после смерти Прокофьева (1957, МАМТ). Спустя два года опера «Война и мир» была поставлена в Большом театре России (1959). Совместная версия Новой Оперы, Большого театра и Мастерской Брусникина появится через 65 лет после этого спектакля.
Дмитрий Вдовин: «Я просто не хочу подставляться под этот поток злобы»
Особенностью формы произведения стала отделенность «мира» от «войны», не типичное чередование камерных и массовых сцен, а концентрация лирических и эпических картин в разных частях. При этом именно в камерные сцены, где сосредоточены музыкальные портреты, характеристики персонажей, Прокофьев вносил наименьшее количество изменений.
Либретто именно этих картин максимально приближено к тексту Л. Н. Толстого, представляя собой монтаж из разных фрагментов романа. Таким образом, лирические картины, ставшие основой версии «Война и мир. Наташа и Андрей» в Новой Опере, сохранили в себе «голос» романа Толстого и первоначальное звучание музыки Прокофьева.
По словам М. А. Мендельсон-Прокофьевой, второй жены композитора и соавтора либретто, замысел оперы возник, когда она читала Прокофьеву роман вслух и остановилась на эпизоде встречи раненого князя c Наташей.
Композитор сразу представил себе этот фрагмент как оперную сцену, которую впоследствии поместил в Двенадцатую картину, создав отдаленную репризу лирических сцен во второй («военной») части оперы. В версии «Война и мир. Наташа и Андрей» она предстанет тихим, истаивающим трагическим финалом.
Важная параллель, которая возникает в связи с оперой «Война и мир», – сходство лирических картин с лирическими сценами «Евгений Онегин» П. И. Чайковского. Здесь и музыкальные ассоциации (например, роль вальса), и психологическая тонкость (фокусирование внимания на внутренних душевных переживаниях главных героев), и драматургическое подобие (отдельные сцены-картины).
23 января 1881 в Большом театре состоялась премьера оперы «Евгений Онегин»
Интересное совпадение заключается еще и в том, что главные лирические темы «Войны и мира» Прокофьев перенес из своей музыки к драматическому спектаклю «Евгений Онегин». Как известно, Чайковский написал «Евгения Онегина» для студентов Московской консерватории, и в этом отношении версия «Война и мир. Наташа и Андрей» тоже наследует традиции русского классика, поскольку исполнителями станут молодые артисты.
Кроме того, для Новой Оперы «Евгений Онегин» – особенное произведение, связанное с именем основателя театра Евгения Владимировича Колобова. Он мечтал создать своего «Онегина» – трагического, правдивого, спектакль, близкий драматическому, где жизнь прокатилась по всем роковым колесом, и сумел воплотить замысел на сцене Новой Оперы силами молодых певцов. Эту линию продолжает творческий проект «Война и мир. Наташа и Андрей».
Музыкальный руководитель проекта и дирижер – Тимур Зангиев. Маэстро – выпускник Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (2017), дирижер Московского академического Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, главный приглашенный дирижер Михайловского театра, заслуженный артист Республики Северная Осетия-Алания. Над хоровыми сценами работает главный хормейстер театра Новая Опера Юлия Сенюкова.
Поскольку из всей оперы выбрана камерная линия, сценическое воплощение будет соответствующим. Формат semi-stage предполагает лаконичное художественное решение без масштабных декораций (художник – Сергей Рябов). Ключевым визуальным элементом станет видеопроекция (видеохудожник и художник по костюмам – Вера Ахмеджанова) в сочетании с мизансценами и хореографическими эпизодами (хореограф – Александр Шуйский).
В постановочную группу приглашен режиссер Алексей Мартынов, для которого проект «Война и мир. Наташа и Андрей» станет дебютом в оперном жанре. Алексей – выпускник Школы-студии МХАТ (курс Дмитрия Брусникина, 2015), актер и режиссер Мастерской Брусникина. Он трактует произведение философски, размышляя о способе коммуникации героев, о невозможности услышать друг друга, договориться.
Дебютный спектакль Алексея Мартынова Shoot / Get treasure / Repeat, премьера которого состоялась в 2021 году в рамках XVI Международного фестиваля-школы современного искусства «Территория», был первым подходом к этой теме. Теперь она получит развитие в истории взаимоотношений Наташи Ростовой и Андрея Болконского.
Алексей Мартынов, режиссер:
«В начале оперы мы застаем князя Андрея в растерянности, в нем зародилось светлое чувство, что-то перед ним забрезжило на горизонте, какая-то возможность, о которой говорил Лев Николаевич Толстой. Он считал, что люди способны сделать шаг навстречу друг другу, этим они и должны отличаться от животных.
Мы способны переступить через инстинкты и жить более осознанно, более коммуникативно. Чувство, возникшее между Наташей и Андреем, претерпевает испытания, сталкивается с суровой правдой жизни. И только в конце влюбленные встречаются вновь, но трагедия в том, что Андрей Болконский погибает.
Эта история, конечно же, о том, как сложно удержать хрупкое чувство, коммуникацию, которая вот-вот может наладиться между людьми. Конечно, финал совсем не жизнерадостный, но он ставит вопрос: возможно ли, чтобы это чувство возникло снова, возможно ли жить как-то по-другому?
Мне хочется не догматизировать, а размышлять, задавать вопросы. При этом я не знаю ответы, думаю, что и Лев Николаевич их не знал».
Страница проекта на сайте театра.
Пресс-служба театра “Новая опера”