23 апреля 2024 года исполняется 133 года со дня рождения Сергея Сергеевича Прокофьева. В честь праздничной даты на исторической сцене Мариинского театра прозвучит его опера «Обручение в монастыре», мировая премьера которой прошла на сцене Кировского (ныне Мариинского) театра в 1946 году.
Сергей Прокофьев создавал оперу «Дуэнья» (именно под таким названием «Обручение в монастыре» было впервые представлено публике) стремительно и легко. Композитор выступил также автором либретто, взяв за основу пьесу Ричарда Бринсли Шеридана «Дуэнья» (1775).
Прокофьев самостоятельно переводил произведение с английского языка и адаптировал его: усилил лирическую линию, одарив влюбленных роскошными ансамблями, серенадами и романсами, не забыл и о комической составляющей, обогатив текст шутками, пародийными цитатами и комедийными сценами.
Стихотворные тексты принадлежат перу Миры Мендельсон-Прокофьевой.
Созданная Прокофьевым в 1940 году и впервые представленная публике спустя шесть лет, комическая опера «Обручение в монастыре» практически не покидала репертуар Кировского (Мариинского) театра.
За это время было представлено несколько спектаклей, нынешний — впервые показанный в 1996 году — стал третьим сценическим воплощением «Обручения». Постановка режиссера Владислава Пази и художницы Аллы Коженковой отличается пышной карнавальностью и декоративностью, которые отражают яркую, жизнерадостную музыку Прокофьева.
В год премьеры спектакль был показан на гастролях в Брюсселе, Риме, Роттердаме, Миккели, Лиссабоне, Турине и Нью-Йорке и вызвал неподдельный интерес публики.
Почти тридцать лет эта постановка с не меньшим успехом идет на сцене Мариинского театра. Интересно, что подлинный реквизит 1946 года — бокалы, одобренные самим композитором, — используется в спектакле по сей день.
Прокофьев с юности считал Мариинский театр своим: впервые он оказался здесь в девятилетнем возрасте, а три года спустя, поступив в Петербургскую консерваторию, стал регулярно посещать спектакли и концерты.
С Мариинским композитор заключил свой первый договор на постановку оперы — в 1916 году, но через год был вынужден его разорвать из-за революции. Спустя десять лет, в 1926 году, Мариинский (тогда ГАТОБ) стал первым в России театром, поставившим оперу Прокофьева — это была «Любовь к трем апельсинам». Услышать это знаковое сочинение можно и сегодня — ближайшие показы пройдут 11 мая в 12:00 и 19:00.
Сейчас репертуар Мариинского украшают семь постановок опер композитора, включая даже написанного в детстве «Великана».
В числе балетных жемчужин — прокофьевские «Ромео и Джульетта» и «Золушка», созданные по заказу театра, а также «Каменный цветок».
Со сцен театра регулярно звучат симфонические сочинения композитора, в том числе оратория для чтеца, солистов, хора и оркестра «Иван Грозный» и масштабные кантаты — к 20-летию Октября и «Александр Невский».
Пресс-служба Мариинского театра