
В Большой театр вернули советский балет «Чиполлино».
Поставленный хореографом Генрихом Майоровым в 1977 году в Большом театре на музыку Карена Хачатуряна, а до того — в Киеве, спектакль долго числился в афише, но потом был снят с репертуара. Теперь восстановлен.
Детский спектакль (а таких в афише всегда не хватает) будет пользоваться кассовым успехом. Помимо «Щелкунчика». И надо же чем-то пополнять репертуар. Балетов Баланчина теперь в афише не видно, так пусть «Чиполлино» будет.
Назидательная притча о восстании притесняемых овощей против тоталитарного фруктового режима, описанная в книге итальянского писателя Джанни Родари, хорошо известна в России. Все читали историю про луковое семейство, вместе с друзьями осмелившееся бросить вызов тирану Принцу Лимону и его силовому окружению.
В семидесятые годы, когда показ классовой борьбы в искусстве и протест против угнетения «где-то там» считались не просто хорошим тоном, а идеологической необходимостью, балет Майорова, хоть и комедийный, удачно вписался в господствующий идеологический мейнстрим. Для взрослых Большой театр предлагал «Спартак» одного Хачатуряна, для детей — «Чиполлино» другого Хачатуряна.
Недаром у племянника в патетические моменты борьбы овощей музыка становится похожей на дядину партитуру о восстании рабов, да и кукольный танец Чиполлино у Майорова приобретает сходство с героической пластикой Спартака. Но – так уж получается — в пародийном варианте.
Музыка младшего Хачатуряна, продирижированная Павлом Сорокиным, удобна для танца четкой ритмичностью, она бодрая, веселенькая, мелодии можно напевать, они наивны до предела. В партитуре есть и тарантелла, и галоп, и марш, и менуэт, в оркестре – туба и гитара. Да много чего, вплоть до кастаньет.
В общем, идеально для мультика и хорошо для хореографа, ибо Майоров и поставил балет-мультик. Пестрый, динамичный, простой для восприятия. Настолько, что видеть это на вечернем показе как-то неловко.
Взрослым, на мой вкус, там делать нечего. Разве что побыть с детьми. Детям же должно подойти. Во-первых, декорации Валерия Левенталя — яркие, дробные, тоже пестрые. Переливающиеся всеми цветами радуги. Белые домики на холме с балкончиками (хотя овощи живут в корзинах) и синее море на заднике, воспоминания о солнечной Италии. Занавес с бабочками. Костюмы как яркий коллаж разноцветных мазков, с аллюзиями к XVIII и XIX векам. Придурковатый (что видно по вихляющей походке, декоративному надуванию щек и наклеенному носу) Принц Лимон весь обсыпан «бриллиантами». В общем, картинка не скучная.

И танцы (автор возобновления — дочь хореографа Анна Майорова) бодрые, с обильными ужимками и гримасами отрицательных персонажей, с единодушным воодушевлением персонажей положительных. Детям не важно, что хореография, в общем, повторяемая, хотя и технически навороченная.
И это причина, почему взрослые, любящие балет, могут все же пойти на «Чиполлино». Чтобы посмотреть, как хорошо обученные профи делают сотбаски, наворачивают ассамбле или двойные туры, причем специально — с показушностью мюзик-холла. Майоров, как может, пытается танец разнообразить: то вамп-Магнолия резко прыгнет с поджатыми ногами, то Редисочка (ее танец — привет старинному балету «Арлекинада») кокетливо скакнет в па-де-ша, то графини Вишни в бордовых кринолинах семенят и жеманничают а-ля Версаль. Или танцуют жестокое танго с Принцем.
Нежданные бризе аристократа Вишенки – туда же, как и ожидаемые жете героического Чиполлино. А солдаты-лимоны тупо маршируют, а ищейки-приспешники Синьора Помидора грузно топочут и коряво бегают, «коленками назад», буквально надуваясь от собственной значимости, а тот же Принц картинно разыгрывает потрясение основ после того, как ему наступили на ногу. После сонма общественных арабесков и больших батманов, с добавленным простым овощам перманентно-разляпистым шагом с пятки (народ же, значит, должен танцевать нечто грубоватое и народно-характерное).

Еще много тумаков и немного обмороков. Танец полосатых стражников (чудесные Георгий Гусев, Игорь Пугачев и Иван Сорокин) — вылитая трактирная Жига из «Дон-Кихота». Хорошо сделана сцена погони. Есть даже суровое наступление возмущенных народных масс на зал, к краю сцены, похожее на аналогичный эпизод в балете «Пламя Парижа». А что? В обоих случаях боремся с угнетателями!
Когда пушка стреляет безжалостно засунутыми в ствол Принцем и Помидором, и они рассеиваются, дети могут порадоваться торжеству добра с кулаками (было такое словесное клише), а взрослые – задуматься, так ли окончательна народная победа. Ведь клан надменных аристократов-Вишен, как и солдаты с ищейками тайной полиции, никуда в этой стране не делись.
Пока же все хорошие овощи сажают (то есть с размаха втыкают в «землю») мирные цветы и намерены, наконец, построить дом бездомному Куму Тыкве.
Труппа, которой явно нравится гримасничать и гаерствовать, щелкает этот балет как орешки. Отчего ж не развлечься. Тем более что есть где развернуться: в наличии и соло, и дуэты, и трио, и ансамбли. А танцевать — как, впрочем, и играть в овощей и фруктов — тут можно грубым помолом. Общая атмосфера детсада всё прикроет, в том числе и отдельные технические помарки. И никто в здравом уме не будет предъявлять претензии к плохо, не по системе Станиславского, сыгранной роли лука или редиски.
Первый состав в лице мускулистого Чиполлино (Ратмир Джумалиев), кокетливой Редисочки (Мария Мишина), соблазнительной Магнолии (Мария Виноградова), грациозного Графа Вишенки (Клим Ефимов), по-хорошему комического Принца Лимона (Игорь Цвирко) и брутального Синьора Помидора (Александр Водопетов) представил надлежащее разнообразие театральных типов. И всё, ничего добавлять не надо.

Но больше всех, кажется, развлеклись составители буклета к спектаклю. Они порезвились на ниве черного юмора. На одной странице этой, специально сделанной для детей и в целом забавно-познавательной книжки, Чиполлино протестует против изготовления вегетарианской пиццы, а на другой, как ни в чем не бывало, напечатан рецепт приготовления лукового супа.
Майя Крылова
Музыкальный и балетный журналист. Неоднократно эксперт фестиваля "Золотая маска".