
Новый концертный зал и Весенний музыкальный фестиваль в Сириусе.
С каждым годом Сириусе, известном тем, что на этой федеральной территории расположены спортивные объекты Сочинской олимпиады, Университет и образовательный центр для одаренных детей, проходит все больше и больше музыкальных событий, фестивалей, концертов. Здесь есть уже три крупных международных музыкальных фестиваля – Большой летний, Новогодний и Весенний, серия других музыкальных проектов, а также поставлена амбициозная цель – составить конкуренцию крупным европейским фестивальным центрам уровня Зальцбурга.
Между тем уже сегодня музыкальные события фестивалей Сириуса охватывают разные форматы и локации – дни барокко, оперы, джаза, залы от Университета («Атом», «Зима» и Большой), коворкингов до летнего открытого кинотеатра и опен-эйров на Медальной площади. В регулярном режиме здесь появляются оркестры Большого и Мариинского театров (оба теперь с Валерием Гергиевым), фестиваль Crescendo с Денисом Мацуевым, Российский национальный молодежный симфонический оркестр (РНМСО), лауреаты конкурсов Чайковского и Рахманинова, прима Большого театра Светлана Захарова.
Здесь выступают РНО с Александром Рудиным, Заслуженный коллектив с Николаем Алексеевым, Госоркестр Татарстана с Александром Сладковским, Вадим Репин, Ильдар Абдразаков, Хибла Герзмава, Ольга Перетятько, лауреаты конкурсов Чайковского и Рахманинова и многие другие.
А с 2020 года в Сириусе строится концертный комплекс, который, согласно анонсам, должен стать самым передовым по своим техническим возможностям не только в России, но и в Европе. Правда, открытие его откладывалось уже не раз, в том числе, и анонсированное на декабрь 2024 года. На вопрос, в чем причина и когда теперь откроется этот чудо-зал, ответил худрук Фонда «Талант и успех», режиссер Ханс-Йоахим Фрай:
— Официальное открытие концертного комплекса планируется в начале октября. Уже готов Камерный зал на 500 мест. Сейчас ведутся отделочные работы в фойе, в репетиционных и административных помещениях. В главном зале мы устанавливаем акустические панели на все стены.
Уникальность нового зала состоит в том, что он сможет трансформироваться из концертного в театральный за 15-20 минут. В данный момент мы устанавливаем 150-ти тонную акустическую раковину, специально разработанную для нашего зала в Сириусе. Это цельная конструкция, которая способна передвигаться. Когда она отъезжает, сцена становится театральной, и по техническим возможностям мы можем показывать на этой сцене любой спектакль, включая постановки Большого и Мариинского театров.
Подобная трансформация существует только в нашем зале, аналогов ей нет ни в Европе, ни в мире. Конечно, все должно быть установлено наилучшим образом.
Акустическую систему зала разработал крупнейший американо-японский акустик Ясухиса Тойота, создавший много знаменитых концертных залов в мире. Мы гордимся этим фактом. Но нам нужно время, чтобы рабочие все тщательно установили и сделали все, как положено.
— Кто является производителем акустической раковины и каким образом Тойота координирует работы по акустике?
— Ясухиса Тойота еще три года назад предоставил нам свои решения по созданию акустики в Концертном зале, все детали были согласованы с архитектором зала Андреем Литвиновым. Кроме того, у нас есть консультант международного уровня, который контролирует техническое воплощение этих решений.
В настоящее время в зале работает техническая команда компании «Дафен». Это крупнейшая в Китае компания, поставляющая оборудование и театральные технологии. Вся акустическая система контролируется российско-немецкой командой, материалы производятся китайскими компаниями-партнерами.
Поскольку открытие комплекса перенесено на осень, нынешний Весенний фестиваль пришлось провести на прежнем месте – в залах Университета «Сириус». Специфика Весеннего мартовского фестиваля – продвижение молодых музыкантов. В его афише – оркестр РНМСО (Московская филармония) и Молодежный камерный оркестр Заслуженного коллектива России (Санкт-Петербургская филармония), Уральский молодежный симфонический оркестр (Свердловская филармония) и победители конкурса «Созвездие», Пермская хоровая капелла мальчиков, Пермское хореографическое училище и мн. др.
Одним из постоянных участников музыкальных фестивалей «Сириуса» уже пять лет является коллектив РНМСО, который не только выступает здесь с концертными программами, но и проводит мастер-классы, ежегодный интенсив-практикум «Симфоническая академия», а в этом году на Весеннем фестивале впервые провел открытую репетицию оркестра.
Дирижер Алексей Рубин показал процесс работы над партитурой балета «Весна священная» Игоря Стравинского, одной из самых знаменитых в истории не только музыкальной, но и театральной культуры. Эта партитура уже более ста лет остается образцом радикализма и архаики одновременно, а по сути формой музыкальной мистерии, где оркестр должен воспроизвести в музыке колоссальную энергию языческого ритуала, культа жертвоприношения и пробуждения природы. И надо сказать, что в исполнении РНМСО, в стилевой исполнительский почерк которого как раз входит эта эссенция энергии, напористости, звуковой яркости, партитура Стравинского прозвучала очень эффектно.
Алексей Рубин красочно раскрывал оркестровую картину этой музыки Стравинского, ее масштаб, ее изнурительное нагнетание ритма, ее жесткую динамику, клики, скрежет, рев инструментов, изображающие звуки древней природы, ее исступление. Это был мощный поток, похожий на звуковую спираль, затягивавший внутрь себя, в свой смертельный жертвенный танец, оборвавшийся внезапным коротким ударом.
В другой программе РНМСО прозвучал равелевский «хит» – «Болеро». Драматичной трактовке Рубина разве что не хватило еще более яркого напора, когда ритмическая экспансия барабанного остинато захватывает весь оркестр и вносит в его звучание уже что-то страшное, неодушевленное, откликающееся в сегодняшнем времени.
Партитура «Болеро» была включена в программу как оммаж Морису Равелю, 150-летие которого отмечается в этом году. Оркестр также исполнил его знаменитый “Вальс” – одно из сложнейших сочинений оркестровой литературы. В простую фигуру венского вальса здесь вплетен целый спектр смыслов и ассоциаций – танец, фантасмагория, экзистенциальная коллизия жизни и смерти и мн. др.
РНМСО прежде работал над этой партитурой с дирижерами Жаном-Кристофом Спинози и Валерием Гергиевым (с которым, к слову, все три партитуры, привезенные РНМСО в Сириус, были исполнены накануне в Концертном зале Чайковского). В трактовке Рубина многообещающе прозвучало вступление, когда из гулкого тремоло виолончелей и контрабасов вырисовывались первые контуры танца, словно рождающегося из предвечности.
Между тем зловеще тихая звучность, обрывистость этого вступления предвещала не блеск салонных кружений, а какую-то неминуемо предстоящую катастрофу вселенского масштаба. Рубин четко удерживал каркас вальса в стремительно ускоряющемся вращении мотивов. В его исполнении все было на месте – и инструментальный рисунок, и ритмические фактуры, и красочная равелевская игра тембров, и сокрушительный финал. Не хватило какого-то мунковского «крика», катастрофичности, к которой, казалось бы, должен сегодня привести этот инфернальный «Вальс».
На фестивале оркестр выступил и в качестве партнера юных музыкантов, победителей “Созвездия”. Андрей Пережогин (скрипка), Ксения Курлович (арфа) и Владислав Резников (кларнет) сыграли сложнейший репертуар – части из Скрипичного концерта ре минор Сибелиуса, Концерта для кларнета фа минор Вебера, Концерта для арфы ми-бемоль мажор Глиэра.
По традиции с юными музыкантами на сцену вышли и крупные артисты – скрипач Павел Милюков и пианист Вадим Руденко, оба патроны нового исполнительского поколения (Милюков – худрук Пермской краевой музыкальной спецшколы, Руденко – директор Средней музыкальной спецшколы в Сириусе).
А буквально за неделю до начала Весеннего фестиваля, 1 марта, Вадим Руденко открывал концертный зал в возглавляемой им спецшколе, только что построенной в Сириусе на берегу моря. Сама архитектура этого здания с пластичными линиями белых фасадов и арками панорамных окон, рождает ассоциации не то с морским лайнером, не то с сооружениями конструктивизма и несет в себе идею движения вперед.
Концертный зал новой школы уже можно считать достопримечательностью не только Сириуса. Его уникальность в том, что акустику его разработал Ясухиса Тойота, определивший и окончательную архитектурную модель зала. Форма его оригинальна – обшитые деревом амфитеатр и орхестра (плоская сцена), как в античных театрах, лента балконов (хоров) по периметру. При всей компактности этого зала, рассчитанного на триста человек, на его сценической площадке гипотетически могут разместиться три симфонических оркестра. Кроме того, из зала можно будет вести трансляции концертов и делать студийные записи

Теперь на очереди открытие в Сириусе театрально-концертного комплекса. Йоахим Фрай, известный своими постановками не только спектаклей, но и оперных балов, занимающийся разработкой художественной концепции нового комплекса, приоткрыл завесу предстоящего в октябре события:
— На открытие мы планируем сделать гала-концерт. Надеемся, что вся наша техника будет уже работать и что открытие получится феерически красивым. Для нас главная задача сейчас – открытие, потом уже мы посмотрим, что можем представить на нашей сцене.
Ирина Муравьева