
Запад, Восток и Новый Иерусалим.
Есть один парадоксальный плюс нынешней «импортозамещающей» культурной политики. Освободились места (и бюджеты) для многих «домашних» и очень достойных проектов, которые в иных обстоятельствах могли бы не состояться или пройти незамеченными.
К таким проектам следует отнести цикл из трех лекций и шести концертов под названием «Время, вперед», который с марта по май проходит в музее «Новый Иерусалим». Он приурочен к выставке Александра Лабаса и во многом воодушевлен эстетическими взглядами этого замечательного художника, а также сюжетами и темами его работ.
Куратору проекта музыковеду Юлии Де-Клерк удалось составить разнообразные и изысканные программы, среди которых даже на первый взгляд выделилась «Магия Востока». В нее вошли: «Песни безумного муэдзина» Кароля Шимановского, два номера из оперы «Соловей» Игоря Стравинского, «Мадагаскарские песни» Мориса Равеля, «Экзотическая сюита» Владимира Дешевова, кантата «Самарканд» Ираиды Юсуповой и «Eastern Man» Терри Райли.
В своем вступительном слове Юлия Де-Клерк доходчиво сформулировала идею концерта как новое прочтение «ориентального мифа» в культуре ХХ и ХХI веков. И вот что поразительно: прозвучавшие пьесы, инструментальные тембры, исполнительская техника – буквально все работало на эту идею.
Идеально был выбран состав инструментов, который сочетал в разных вариантах фортепиано, скрипку, виолончель, флейту, гобой, перкуссию (в сочинении Терри Райли прибавилась еще и электроника). Получился единый саунд у всего концерта (для этого надо было заново инструментовать половину вещей). Саунд очень современный, детальный и вместе с тем авантажный, создающий эффект музыкального гипертекста.
Впечатление произвело исполнительское и ансамблевое мастерство музыкантов. Каждый звучал как солист и был всерьез мотивирован. А еще стоит отметить идеальную репетиционную подготовку концерта. Такое не всегда случается в наше быстротекущее время. Успех программы также во многом определил завораживающий голос и неакадемическая манера Алисы Тен (пела на четырех языках), позволившие ей органично перемещаться из одного звукового пространства в другое.
Концерт «Магия Востока» вообще оказался очень удачным экспериментом с художественным временем и пространством. Во всех шести произведениях что-то сдвигалось на оси Запад – Восток, менялись точки зрения. А историческое время то спешило, то замедлялось, а то и поворачивало куда-то вбок.
«Песни безумного муэдзина» Шимановского (1918, в оригинале – сопрано и фортепиано), искусно переложенные для голоса и ансамбля, внезапно слушались как камерное сочинение второй половины ХХ века. И здесь сразу ярко проявилась лидерская роль пианиста Олега Худякова.
«Ария Соловья» и «Китайский марш» из ранней оперы Стравинского в обработке для скрипки и фортепиано Самуила Душкина (1932) вдруг обнаружили – помимо привычных отсылок к «Востоку» Римского-Корсакова и Дебюсси – отзвуки венских скрипичных аттракционов Фрица Крейслера. Тут отличился скрипач Родион Замуруев, который этот эксцентричный стилевой микс преподнес филигранно и со вкусом.
В «Мадагаскарских песнях» Равеля (1925 – 26) линеарная мелодическая графика и своего рода «протоминимализм» (изящная флейта – Наталья Жукова, насыщенная виолончель – Владислав Алмакаев) явно намечают путь к музыкальной «новой простоте» 70 – 80-х годов.
А вот в колоритной театральной музыке Владимира Дешевова (1926) помимо воображаемой «тропической экзотики» можно было услышать и некоторые вибрации раннего джаза.
Для этого концерта Ираида Юсупова сделала новую инструментальную версию кантаты «Самарканд» (формально – единственное сочинение ХХI века в программе). И в ней почти не чувствовалось никакого внешнего «ориента», возможно, за исключением перкуссии (импозантный Василий Колода). А еще эта музыка показалась супертемпоральной, пребывающей в каком-то своем особом историческом времени. Или даже вне его…
Наконец, сочинение Терри Райли «Восточный человек» (1980) явило собой пример почти абсолютной музыкальной и религиозно-философской мимикрии, когда Запад буквально растворяется в «Индийском океане».
Что нужно сделать, чтобы концерт с такой неординарной программой оказался идеальным?
Конечно, распечатать тексты всех вокальных произведений. Можно предположить, что в Москве и Московской области найдутся знатоки поэзии Ярослава Ивашкевича, Эвариста Парни и Эвелины Шац, однако в тот вечер их, по всей видимости, не было в концертном зале музея «Новый Иерусалим».
Вообще, на такие вечера приходят разные люди. Поэтому их хорошо бы предупреждать заранее, что аплодисменты между частями некоторых музыкальных сочинений нежелательны.
И если учесть эту пару советов, то повторить «Магию Востока» в Москве нужно непременно!
Григорий Шестаков