Новосибирск стал родиной уникального музыкального события. 21 октября 2019 здесь стартовал первый международный фестиваль «Сибирские валторновые дни».
В течение всей недели, на лучших площадках города, новосибирцы и гости города смогут познакомиться с самым загадочным медным духовым инструментом.
О том, что такое бенефис одного инструмента и какая музыкальная профессия может сделать ребенка редким востребованным специалистом, в репортаже из столицы Сибири.
Идея устроить «бенефис» валторны в родной музыкальной школе, принадлежит молодому музыканту – Никите Янковскому. Сегодня Никита является солистом группы валторн во Всероссийском юношеском симфоническом оркестре под управлением Юрия Башмета и студентом Высшей школы музыки города Люцерна (Швейцария).
Преподаватель Никиты – профессор Оливье Дарбелле – идею поддержал и согласился стать почетным гостем и солистом первого фестиваля валторны в России. Оливье Дарбелле является концертмейстером группы валторн в Бернском симфоническом оркестре и камерном оркестре Базеля. Регулярно выступает как приглашенный музыкант на самых престижных фестивалях.
Начинать новый масштабный проект всегда непросто. Особенно, если его идея – нова и оригинальна.
Несмотря на свою богатую историю и мировое признание, валторна в России – инструмент пока еще недооцененный. Невероятно, но факт – каждый из нас много раз слышал ее на симфоническом концерте, в опере или в саундтреках к эпическим фильмам, но не осознавал, что именно она задает особый торжественный тон произведению. Именно звук валторны способен взбудоражить и растрогать слушателей до слез. А благодаря фестивалю сибиряки смогли оценить грандиозность целого хора валторн.
Первые «Сибирские валторновые дни» приняли у себя лучшие залы Новосибирска. За неделю город услышит 8 концертов. Торжественное открытие фестиваля прошло в новосибирской специальной музыкальной школе – истоку проекта. Школа славится не только талантливыми выпускниками и смелыми идеями, но и уникальным концертным залом, который был построен всего лишь за один год по специальному акустическому проекту.
В день открытия гости услышали здесь классические произведения и саундтреки в исполнении целого хора валторн к таким знаменитым кинокартинам, как «Титаник», «Пираты карибского моря», «Парк юрского периода». Слушатели убедились: валторне все подвластно.
Следующие концерты фестиваля пройдут в музыкальной галерее Новосибирской филармонии «Дом Ленина», в Государственном концертном зале имени Арнольда Каца, в концертном зале Дома ученых СО РАН. Закрытие фестиваля с гала-концертом вновь вернется в гостеприимный зал музыкальной школы.
Сегодня все профессиональные музыкальные коллективы России испытывают дефицит валторнистов.
«В Новосибирской области обучаются игре на валторне всего 13 человек»,
– отметил Станислав Янковский, исполнительный директор фестиваля «Сибирские валторновые дни», солист Новосибирского академического симфонического оркестра.
«Это говорит о том, что многие родители даже не знают, как пишется слово «валторна».
Задача фестиваля – рассказать городу об этом удивительном инструменте, который справедливо называют королем симфонического оркестра».
Кстати, в 1943 году специальным постановлением правительства, были учреждены, так называемые, школы музыкальных воспитанников, в которых учили играть только на духовых инструментах. В те времена в любом парке летом играл любительский духовой оркестр.
«В Сибири было две таких школы – в Иркутске и в Новосибирске»,
– поделился воспоминаниями художественный руководитель Новосибирской филармонии Владимир Калужский,
«Почему сейчас обучается игре на валторне только 13 человек? Потому что потеряно одно из величайших достижений российской музыкальной культуры – люди перестали собираться в духовой оркестр, который был частью музыкального досуга.
Одна из задач фестиваля – вызвать интерес к этим инструментам. Пока у нас молодежь не заиграет в духовых оркестрах, вряд ли что-то серьезно изменится. Это первый шаг».
В Европе же напротив – валторну почитают, знают историю ее возникновения и эволюции.
«В силу своих возможностей звучания, валторна успешно комбинируется с различными инструментами»,
– объяснил профессор Оливье Дарбелле.
«За последние 30 лет в Европе случился валторновый ренессанс. Ее популярность взлетела ввысь. Если раньше у валторнистов не было конкуренции и для того, чтобы найти работу в оркестре достаточно было научиться подносить мундштук к губам, сегодня конкурс валторнистов – 100-150 человек на одно место.
В Европе валторна – это очень значимый и популярный инструмент».
Валторна занесена в книгу рекордов Гиннесса как самый сложный музыкальный инструмент. Суммарная длина ее трубок составляет около трех с половиной метров. История знает массу примеров, когда к ней переходили в подростковом и даже взрослом возрасте после обучения игре на других музыкальных инструментах. Однако оптимальный возраст обучения игре на валторне – 10-11 лет.
Фестиваль – это не только концерты. Всю неделю в специальной музыкальной школе именитые гости будут проводить мастер-классы для юных музыкантов. Каждому начинающему исполнителю обязательно нужен вдохновляющий пример признанного солиста, чтобы ясно видеть цель своего обучения и профессиональные перспективы. Именно такие встречи с мастерами становятся знаковыми точками отсчета в судьбах дебютантов.
Финалом фестиваля станет совместное выступление на одной сцене сводного симфонического оркестра ведущих коллективов Новосибирска и тридцати двух валторнистов. Организаторы уверены: мощь, сила, и таинственность звучания потрясут слушателей.
Галина Ахметова