На днях наши друзья с DoubleReed.Ru опубликовали анонс отличной книги Владимира Зисмана “Путеводитель по оркестру и его задворкам”.
Не пытаясь соревноваться с коллегами уважаемого автора (и, тем более, с сами автором!) в искрометности юмора, сообщим лишь, что все, кто по каким-то причинам еще не прочитал эту книгу, должны это сделать как можно скорее.
К сожалению, в электронном виде книга пока недоступна, а вот обычный, бумажный вариант запросто продается в Москве или его можно заказать по интернету.
Мы публикуем небольшой отрывок из книги, посвященный валторнам.
Валторны
Waldhorn (нем.), French horn (англ.)
Поэтому некоторые переводчики время от времени
пишут в детективах тексты вроде:
“Изувеченный труп несчастного
играл раньше в филармонии на французском рожке”.
И думают, что это хорошо.
Почему во множественном числе? Правильно, хороший вопрос. Нет, конечно, валторна в оркестре красивейший, божественный сольный инструмент. Достаточно вспомнить ее мягкий, обволакивающий звук в Пятой Чайковского или «Паване» Равеля. Но на девяносто пять процентов валторну используют как групповой инструмент для исполнения аккомпанирующих аккордов.
Сидят четыре лба во фраках и вчетвером делают то же, что начинающий пианист – одной правой, играя ум-ца, ум-ца, аккомпанируя себе при исполнении практически любой песни. Просто жалко на них смотреть, особенно в балетах Минкуса, где ими попросту забивают гвозди. И они это хорошо чувствуют. Особенно после спектакля.
Сижу на репетиции, заняться нечем, все обычные репетиционные развлечения уже испробовал: книгу почитал, в Интернете побывал, на часы посмотрел. И поиграл, конечно. От безысходности начинаю разглядывать валторны, благо они рядом. Красивые инструменты. Четыре штуки. И тут обнаруживаю, что они отличаются друг от друга. По форме. Репетиция начинает приобретать смысл – играем в «найдите десять отличий». То есть получается, что в этой сумасшедшей конструкции к одинаковому результату можно прийти разными путями.
В принципе, если ненадолго абстрагироваться от прямого назначения валторны, то это действующая модель самогонного аппарата с длиной змеевика приблизительно три с половиной метра. Если вам так легче будет представить, то абсолютно соответствует длине человеческого кишечника. Форма валторны – тоже результат эволюции инструмента.
Ее предок, охотничий рог, для того чтобы его было далеко слышно, в процессе своей эволюции удлинялся, а в последующие времена для компактности его «закрутили». Когда музыкант играет, влага из выдыхаемого воздуха конденсируется на стенках. Поэтому время от времени валторнист вертит инструмент в пространстве таким образом, чтобы все, что там наконденсировалось, стекло в какую-нибудь нижнюю точку конструкции, а их немало.
Эти части валторны называются кронами и, вообще-то, предназначены для извлечения звуков разной высоты. Но поскольку они легко вынимаются, валторнисты время от времени выливают воду именно из них. Потому что если не вылить воду из валторны, она будет булькать не хуже кальяна.
Рассказ музыканта срочной службы
«Стоим на плацу. Холодно. Вдруг подходит такой … ну полковник Баскервилей: “Эй, там, в пятом ряду в серой шинели!” А мы тут все в серых шинелях. “Да, ты, ты! Чего ты там инструментом трясешь?” – “Воду выливаю, товарищ полковник!” – “А на … ты ее туда налил?”»
Кстати, особенности конструкции валторны, а именно ее общую длину, блистательно проиллюстрировал один из моих друзей, рыжебородый валторнист Миша. Раскатав на даче шланг для полива, он незаметно кинул один его конец на соседний участок, а в другой конец шланга, на своем участке, вставил валторновый мундштук. И очень веселился, глядя, как бегают соседи в поисках источника непотребных звуков.
Если тебе кажется, что все плохо, помни, что есть люди, которым еще хуже, чем тебе
На валторне, ничего не нажимая, только с помощью губ можно извлечь практически любой звук. Но здесь есть и обратная сторона. Валторнист, желая извлечь вполне определенный звук, всегда рискует извлечь любой другой.
Еще одна история из серии «Байки из курилки»
Немногие, только истинно талантливые люди понимают, насколько ответственна миссия валторниста. Однажды, во время исполнения Пятой симфонии Чайковского, перед началом второй части, которая открывается знаменитым соло валторны, Е. Ф. Светланов приостановил выступление, увидев, что первый валторнист неважно себя чувствует, и ушел с ним на секундочку за кулисы.
После 50 грамм коньяка из светлановских запасов просветлевший валторнист (будущий заслуженный артист и профессор консерватории) блистательно исполнил соло в гениальном произведении Петра Ильича…
Не перестаю удивляться…
..бескомпромиссной целенаправленной упертости эволюции, с которой она пропихивала в оркестр совершенно непригодный для этого музыкальный инструмент.
Потому что валторна не всегда была похожа на самогонный аппарат. В старые добрые времена ее топология была заметно проще, и случайно заползший в нее таракан (ладно, для дам пусть будет муравей) еще имел шанс оттуда самостоятельно выбраться. Но играла натуральная валторна в пределах санитарных норм только в одной тональности, и с помощью передувания из нее можно было извлечь только натуральный звукоряд (уточните у Пифагора и Гельмгольца – они знают). То есть, на ней можно было сыграть достаточно ограниченное количество нот.
В первую очередь эта проблема касалась композиторов. Потому что реализовать даже не самую гениальную музыкальную мысль, имея в своем распоряжении инструмент, который в принципе не может исполнить большую часть нот, довольно сложно. Можно, конечно, взять другую валторну, которая может сыграть другие ноты, хотя тоже отнюдь не все, и как-то слегка выправить ситуацию. То, чего не хватит и в этом случае, можно восполнить еще парой-тройкой валторн.
Для наглядности представьте, что вы пианист и вам надо сыграть на рояле, у которого часть клавиш западает, часть фальшивит, но некоторые очень даже ничего. В валторновой системе логики проблема решается элементарно: вы берете еще несколько роялей, у которых западают и фальшивят другие клавиши и, в конце концов, получаете полный хроматический набор нот.
Теперь вспомните, что валторновая группа – это чаще всего аккорды. И вот теперь вы поймете всю глубину развлекухи композиторов, которым, каким-то образом комбинируя валторны, удавалось реализовать музыкальную идею в необходимую комбинацию звуков. Судоку отдыхает.
«Кружок Балакирева не имел понятия в то время о том, что повсеместно уже введены хроматические медные инструменты, и руководствовался, с благословения своего вождя и дирижера, наставлениями из Traite d’instrumentation Берлиоза об употреблениях натуральных труб и валторн. Мы выбирали валторны во всевозможных строях, чтобы избегать закрытых нот, рассчитывали, измышляли и путались невообразимо».
Н. А . Римский-Корсаков. «Летопись моей жизни» Гл. VII: 1866-1867 годы
Решить эту проблему и создать хроматическую валторну музыкальные мастера пытались с начала XIX века. Создавались нечеловечески сложные монстры вроде омнихорна, в котором было восемь независимых контуров, и мундштук переставлялся в зависимости от необходимости в одно из восьми отверстий.
История про Иоганна Штиха
«…Примерно в те же времена известный чешский валторнист Штих играл на одной из бета-версий хроматической валторны. Когда он стал стареньким, то пересел на четвертую валторну. И однажды, заскучав на этом не самом интересном для исполнителя месте, он обратился к Бетховену (они были друзьями). «Слушай, Людвиг, – проорал он в ухо уже почти глухому тогда классику, – Напиши для меня что-нибудь». Бетховен написал. И с тех пор уже почти двести лет ни в чем не повинные исполнители партии четвертой валторны в медленной части Девятой симфонии отдуваются за этот исторический казус».
Все в этой истории, рассказанной мне валторнистами, – истинная правда. И то, что Иоганн Венцель Штих был знаком с Бетховеным, и тот даже написал сонату для валторны и фортепиано F-dur для их совместного выступления, и то, что в Девятой симфонии у четвертой валторны ни с того, ни с сего появляется сольный фрагмент. Все правда. Беда только в том, что Девятая симфония была написала в 1824 году, а выдающийся валторнист Иоганн Венцель Штих, он же Ян Вацлав Стич, он же Джованни Пунто умер 16 февраля 1803 года.
Доисторические модели хроматических валторн Большой театр закупил еще во времена Глинки, и тот в одном из писем другу советовал: типа, хочешь поржать – зайди в Большой.
До создания современного хроматического механизма в начале 90-х годов XIX века типоразмеров валторн было столько же, сколько тональностей. С точки зрения нотной записи, кромешное безобразие. Потому что на бумаге записывалась нота, которую должен исполнить валторнист. А на каждом типоразмере инструментов одинаково написанная, а стало быть, исполненная нота звучала по-своему.
Проще говоря, написанная в партии нота «до» на каждой из валторн давала свой эксклюзивный вариант звучания. И когда к концу XIX века музыка заметно усложнилась, то в оркестре сидели валторнисты с набором разных валторн, только и успевая их менять. Или со скоростью иллюзионистов переставляя кроны (трубки, меняющие длину воздушного столба в инструменте). Но это еще полбеды.
В наши дни валторны усовершенствовались настолько, что на одном инструменте можно сыграть все. И играют. Казалось бы, живи и радуйся. Не тут-то было. Достаточно взглянуть в партию валторны в произведениях Вагнера или Рихарда Штрауса, чтобы потерять сознание. Туда втиснуты ноты для валторн разных строев, и каждые два-три такта у валторниста меняются правила игры. То надо играть на квинту ниже, то на сексту, то еще на сколько-нибудь вверх или вниз. То есть, правила игры меняются еще чаще, чем в нашем законодательстве.
Вот просто для наглядности: в одном такте написанная нота «до» должна звучать как «фа», через пару тактов как «ми-бемоль», еще через три – как «ре», и так далее, до тех пор, пока валторнист не спятит совсем. И все это только потому, что за последние сто лет ни у одного издательства не дошли руки написать и отпечатать эти ноты по-человечески, с учетом технического прогресса в XX веке.
В общем, традиции традициями, а люди мучаются по сей день. Ни за что…
Владимир Зисман. Отрывок из книги “Путеводитель по оркестру и его задворкам”