РНМСО под управлением Тугана Сохиева и пианист Александр Канторов выступили в Концертном зале имени П. И. Чайковского.
На их стороне — молодость, восторженность и талант. Фундамент — целеустремленность и упорная работа. Их наследие — творчество выдающихся композиторов.
10 ноября 2021 в Концертном зале имени Чайковского состоялся концерт Александра Канторова и Российского национального молодёжного симфонического оркестра. В программе — произведения Г. Берлиоза, Ф. Листа, Н. Римского-Корсакова. За дирижерским пультом — Туган Сохиев.
Почему этот концерт стал особенным для оркестра, солиста и публики, читайте в нашем репортаже.
Остановить ребят было невозможно
В начале концерта — яркая и праздничная увертюра Гектора Берлиоза «Римский карнавал», написанная на основе музыки из оперы «Бенвенуто Челлини». Известно, что после «блистательного провала», как охарактеризовал композитор премьеру своей оперы, Берлиоз написал новую блестящую увертюру, которая отражает атмосферу карнавала и всеобщего веселья, а её меняющийся темп передает ритм народного танца.
«Берлиоз — композитор, незаслуженно редко исполняемый в России, хотя раньше он у нас был популярнее, чем в Европе. Тематика увертюры “Римский карнавал”, её темп, дух, энергия как нельзя лучше подходят для молодёжного оркестра»,
— отметил маэстро Сохиев.
Для Российского национального молодёжного симфонического оркестра это особенный вечер: новые произведения, новый солист, новый для коллектива дирижёр.
«Встреча с этими музыкантами — это подарок, которого все ждали с нетерпением. Каждая репетиция настолько завлекала творческим процессом, что порой остановить ребят было невозможно»,
— рассказал артистический директор РНМСО Илья Репенак.
Большое драматическое путешествие
Александр Канторов (с ударением на последний слог) — ровесник оркестрантов, в мае 2021-го ему исполнилось 24 (возраст участников РНМСО от 20 до 30 лет — прим. ред.).
Жизнь молодого пианиста из Франции резко изменилась, после того как в 2019 году он получил I премию и гран-при на XVI Международном конкурсе имени Чайковского. Сейчас его называют царем фортепиано (что не очень вяжется с его хрупким образом и мягкой манерой игры) и первым пианистом французской классической музыки.
Во Втором фортепианном концерте Листа, исполненном в этот вечер, Александр Канторов подтвердил своё звание «реинкарнации Листа» — так отозвался о пианисте один из зарубежных критиков.
Несмотря на похвалу музыкальных экспертов, сам пианист говорит, что постоянно анализирует свою игру:
«Я сомневаюсь в каждой своей ноте, всё время. Лист ставил эксперименты над музыкальным и техническим уровнем. Он написал десятки книг о новых упражнениях, о том, как сделать звук лучше и исполнение виртуознее.
Для меня это одно из лучших произведений, я думаю оно сильнее, чем Первый концерт, который исполняется чаще. Оно уникально и инновационно, в нём есть глубина. Это как симфоническая поэма, где у тебя есть мотив, который повторяется снова и снова в разных вариациях. Это как огромный поток, большое драматическое путешествие».
В финале первого отделения два биса: один из «Сонетов Петрарки» Листа и фрагмент из «Жар-птицы» Стравинского.
«Лист — композитор и пианист, который вдохновляет меня больше всего,
— признался Александр Канторов.
— Он прожил невероятную жизнь, он был настоящим экспериментатором, изобретателем, он был выдающейся фигурой романтического периода. Он сочинил много экспериментальных произведений, много авангардных, которые близки Стравинскому. “Жар-птица” была здесь органична».
«Листа часто играют громко и помпезно, с шумом,
— заметил дирижер Туган Сохиев.
— И вдруг вышел молодой человек и показал его слабую сторону, более лирическую, более личную, а не только браваду.
У Листа есть виртуозность, которая нередко провоцирует на такое поверхностное изображение музыки. Мне нравится, что Александр находит новые краски внутри фактуры, внутри гармонии, совершенно по-иному выстраивает фразы. Очень интересно ему аккомпанировать».
По мотивам «Тысячи и одной ночи»
Во втором отделении оркестр под управлением Тугана Сохиева исполнил симфоническую сюиту Николая Андреевича Римского-Корсакова «Шехеразада» — новое для коллектива произведение, которому было посвящено множество репетиций.
Яркие краски симфонии, её мотивы, обилие сольных партий позволили выделиться на сцене практически каждому участнику.
«Это непростое сочинение, по которому можно судить об уровне оркестра,
— считает дирижёр.
— Ребята провели колоссальную работу. Я слушал и гордился. Они так смело бороздили моря этой музыки, они были смелыми в интерпретации, в показе этих образов, и это то, что присуще молодым музыкантам.
Это надо не гасить, это, наоборот, надо доставать. Мы посвятили неделю репетиций именно работе над образами».
Что случилось, почему все в чёрном и плачут?
Под звуки аплодисментов дирижёр на протяжении нескольких минут поднимал музыкантов, как группами, так и отдельно солистов. И тут можно было увидеть, насколько сильна у оркестра поддержка: каждого участника с разных сторон зала приветствовали родные и друзья.
Сами музыканты тоже дали выход эмоциям — группа ударных задала ритм и весь оркестр начал синхронно топать. Из зала в ответ — восторженные крики и свист. За кулисами после концерта — море обнимающихся людей, многие со слезами на глазах. «Что случилось, почему все в чёрном и плачут?» — спрашивает очередная слушательница, целуя подругу. И следом — раскаты хохота и поток новых шуток.
«У них много традиций, они перед началом концерта передают друг другу удачу смычками, топают на аплодисментах. Выплескивают свою энергию и задают тон всему этому празднеству, которым для них остается каждый концерт»,
— рассказал Илья Репенак.
«Это и правда какой-то невероятный сгусток энергии,
— улыбается Туган Сохиев.
— Преимущество молодёжного оркестра, что они пока ещё молодые и не придавлены грузом жизненных сложностей.
Они молоды, счастливы, они уже профессионалы, они настолько все дружны и хорошо чувствуют друг друга. Они как огромная стая птиц, которая летит в небе».
22 ноября РНМСО выступит в Концертном зале Чайковского вместе с Московским ансамблем современной музыки в концерте лауреатов программы «Русская музыка 2.1». Дирижёр — Фёдор Леднев.
1 декабря запланировано выступление в концерте абонемента Московский филармонии «Мастера оперной сцены» с сопрано Соней Йончевой. Дирижёр — Найден Тодоров.
4 декабря — с пианистом Денисом Мацуевым. Дирижёр — Валентин Урюпин.
Дженнет Арльт. Фото – Алексей Молчановский