В Московском детском музыкальном театре имени Н.И. Сац – премьера одноактной оперы «Нуш-Нуши» Пауля Хиндемита.
Поставил спектакль художественный руководитель театра Георгий Исаакян. Это очередной эксперимент проекта «Re-конструкция», который артисты под руководством своего худрука осуществляют в реконструируемом театре. Кто такой Нуш-Нуши, и почему Хиндемит обозначил жанр оперы как комедию для бирманских марионеток – в материале Владиславы Власовой.
С 2020 года в здании театра запах краски и посторонние – здесь проходит капитальный ремонт Большого зала и сцены. С одной стороны – предвкушение радостного события; с другой – встаёт вопрос: как работать в таких условиях?
Для художественного руководителя сложившаяся ситуация стала поводом для реализации нового проекта под названием «Re-конструкция». Старт ему дали в 2021 году – и с тех пор коридоры театра оказались во власти музыкально-театральных экспериментаторов. Уже состоялись променад-концерт «SILA: Дыхание мира» Джона Лютера Адамса, была сотворена звуковая скульптура Sonatrip (музыкальный руководитель – Петр Айду). На один вечер «Re-конструкция» претерпела метаморфозы и стала… «FolkКонструкцией», познакомив слушателей с музыкой Свиридова, Щедрина, Гаврилина и других русских композиторов.
И вот теперь Георгий Исаакян решил «реконструировать» оперу Хиндемита. Знакомство режиссера с «Нуш-Нуши» состоялось ещё в студенческие годы. Тогда он, изучая творчество композитора, обнаружил клавир его одноактной оперы и загорелся идеей поставить её. Исаакяну показалось несправедливым, что вокальная музыка Хиндемита звучит нечасто, а про это произведение так и вовсе мало кто слышал.
И вот на сцене, а точнее – в фойе Театра Сац – российская премьера «Нуш-Нуши». Артисты труппы представили оперу в концертном исполнении, помогли им воплотиться в бирманских марионеток костюмы и театральное освещение.
Отсутствие разделения театрального пространства на сцену и зал дало возможность зрителю рассмотреть всю «театральную кухню»: солистов, готовящихся к выходу на импровизированную сцену; оркестрантов, настраивающих инструменты. Дистанция между артистами и зрителями упразднена – и это интересный опыт и для тех, и для других. Что может быть интереснее театрального закулисья, вход в который обычно закрывают охранники?
По сюжету действие оперы Хиндемита происходит в Бирме (Мьянме) – стране юго-восточной Азии, расположенной недалеко от Индии и граничащей с Китаем, Таиландом и Лаосом. Герои оперы напоминают персонажей комедии дель арте: есть важные, но глупые господа (император Мунг Там Бийя, генерал Кисе Вайнг), умный и проворный слуга – восточный аналог Труффальдино (Тум-Тум) – и, конечно, есть проблема, которую он должен разрешить, выйдя сухим из воды.
Судя по названию и либретто, в 1-й картине оперы должно появляться загадочное существо Нуш-Нуши (настоящее чудовище – полу-крыса-полу-аллигатор), которое пугает генерала. Но в этот раз монстра не было. Артисты театра изящно вышли из затруднительного положения, связанного с некоторыми условностями концертного исполнения:
«Это некая страшилка, которую друг другу все рассказывают, но монстра никто никогда не видел».
Убедительное творческое решение режиссера.
Опера длится всего час с небольшим. Оригинальное либретто написано на немецком языке, но Георгий Исаакян самостоятельно сделал русский перевод – это было необходимо для публики, не знакомой с оперой. Только элегический эпилог был исполнен на языке оригинала, завершая предшествующую ему комическую историю.
Сценические костюмы героев этой сцены (поэтов и поэтесс) также отличались от персонажей оперы, как и музыкальный материал. Одетые в чёрные наряды, солисты исполнили лирическо-философские любовные песни. Таким образом, сменой языка и костюмов режиссер усилил контраст жанров, созданный в опере композитором.
Хиндемит писал «Нуш-Нуши» как пародию на существующие в 20-м веке оперные стереотипы и композиторские стили. Но пародия сделана мастерски и без сарказма. Опытным слушателям будет нетрудно найти здесь цитаты из произведений Вагнера, Рихарда Штрауса, или услышать приемы и обороты, характерные для музыки Малера и Регера.
В калейдоскопе множества стилистик угадываются и черты, свойственные самому Хиндемиту: партитура насыщена полифонией, атональными темами, специфическими сочетаниями тембров и исполнительских техник.
Со всей этой многослойностью справился специальный гость, дирижер Башкирского театра оперы и балета Артем Макаров. Союз оркестра музыкального театра и приглашенного маэстро (работа длилась менее месяца!) состоялся. Хотя это было и непросто, учитывая сложность партитуры, сравнимую с трудностями, которые «раскидал» по страницам опер «Электра» и «Саломея» Рихард Штраус. Но дирижеру и оркестрантам удалось превратить своё исполнение «Нуш-Нуши» в настоящий инструментальный театр. Особенно ярко прозвучали дивертисментные номера, наполненные драматизмом, звукоизобразительностью, яркими мелодическими оборотами.
В основе вокальных партий – декламация во всём её многообразии. И солисты оперной труппы театра – Пётр Сизов (Тум-Тум), Олег Банковский (генерал), Сергей Петрищев (евнух), Татьяна Хоненко и Екатерина Ковалева (танцовщицы), Людмила Верескова, Альбина Файрузова, Анна Рябченко, Ольга Бутенко (жёны императора) и другие – показали себя с лучшей стороны, продемонстрировав внимательное отношение к нотному тексту, технику (одна из основных сложностей – это чёткая артикуляция) и незаурядный артистизм (и это в условиях концертного исполнения!).
Еще одна особенность оперы – ее восточный колорит. В первой половине ХХ века это было актуально и даже модно. Музыка «Нуш-Нуши» ориентальна – в некоторых оборотах и темах она напоминает «Турандот» Джакомо Пуччини. Для создания колорита в оркестре активно используются челеста (Дарья Смирнова), арфа (Анна Лисянская) и мандолина (Юлия Неверова), напоминающая по способу игры струнно-щипковый инструмент Востока уд (небольшое историческое отступление – появившийся в VIII веке в Европе уд вдохновил западных мастеров на создание лютневидных инструментов).
Ну и в финале материала – все же о том, откуда в определении жанра оперы взялись бирманские марионетки. Это произведение Хиндемит изначально писал для театра кукол. Премьера состоялась в 1921 году, так что нынешним исполнением Театр Н. Сац открыл второе столетие жизни на сцене «Нуш-Нуши».
Судя по словам Георгия Исаакяна, совсем скоро мы наконец-то увидим и самого монстра – в следующем сезоне в театре планируют осуществить полноценную постановку с бирманскими марионетками и декорациями. Что ж, ждём!
Владислава Власова