Концертные исполнения оперы Римского-Корсакова «Псковитянка» состоялись 13 и 15 октября 2017 года на исторической сцене Большого театра России.
Это исполнение стало третьим в ряду относительно нового направления работы Большого театра, возникшего с приходом нового главного дирижёра Тугана Сохиева. Первые два это «Орлеанская дева» П. Чайковского и «Путешествие в Реймс» Россини – прошли с большим успехом, и были повторены в прошлом сезоне в зале «Филармония 2».
В целом я считаю это направление деятельности Большого плодотворным и перспективным.
Концертные исполнения могли бы значительно расширить репертуар не только Большого, но и любого оперного театра. При тотальном дефиците не то что талантливых, но даже просто профессиональных режиссёров оперы, концертные исполнения стали бы альтернативой массовому бедствию – нашествию в оперу музыкально глухих драматических режиссёров, для которых музыка только помеха в их разрушительной деятельности на оперной сцене.
К тому же отсутствие декораций значительно повышают мобильность труппы. Такие исполнения можно делать не только на других концертных площадках Москвы, но и в других городах. Жаль только, что концертные исполнения в Большом театре еще очень редки. А ведь их можно было бы делать и на Новой сцене.
«Псковитянка» – первая из 15 опер Николая Андреевича Римского-Корсакова, замысел которой возник у 24-летнего полупрофессионального композитора. Он проработал над её сочинением четыре года.
Сочинял Римский-Корсаков свою «Псковитянку» живя в одной квартире с Модестом Мусоргским, который в это же время писал «Бориса Годунова».
Премьера «Псковитянки» состоялась 1 января 1873 года на сцене Мариинского театра и успеха на имела. В течение последующих пяти лет Римский-Корсаков делал вторую редакцию партитуры оперы, которая также не удовлетворила автора и не была поставлена ни разу. И лишь третья редакция, законченная в 1892 году, удовлетворила автора.
С тех пор «Псковитянка» повсеместно ставится именно в третьей редакции. Но этот сюжет продолжает занимать внимание Римского-Корсакова и в 1898 году он выделяет в отдельную одноактную оперу «Вера Шелога», которую рассматривает как пролог к «Псковитянке». Но сейчас она ставится без этого пролога из-за большой длительности действа.
Что касается нынешнего концертного исполнения «Псковитянки», то можно задастся вопросом: «А почему бы не поставить полноценный спектакль? Ведь сегодня в репертуаре отсутствуют крупные эпические оперы «большого стиля» кроме «Бориса Годунова»?
Ответом на этот вопрос, как мне кажется, отсутствие оперного режиссёра, способного нетривиально, но без эпатирующих вывертов, поставить «Псковитянку» как полноценный спектакль. В сегодняшних условиях концертное исполнение – самый оптимальный вариант.
Но концертное исполнение предъявляет особые требования к исполнителям – и к певцам, и к дирижёру. Здесь существует музыка и музыкальная драматургия в чистом виде. Здесь не спрячешься за внешней театральной драматургией, за сценографией, за режиссёрскими приемами, которые в каком-то смысле отвлекают зрителей от чисто музыкальной драматургии.
Я слушал исполнение 13 октября. Надо сказать, что оркестр звучал отменно, красивым звуком, с обилием оркестровых оттенков. Но в интерпретации Сохиева мне не хватало нерва, экспрессии, заложенной в партитуре. Может быть не в такой степени, как это присутствует в партитуре «Царской невесты», но в большей, чем мы услышали в «Псковитянке».
Эта экспрессия была подменена избыточной громкостью оркестра, которая забивала солистов. Порой не было слышно даже мощного голоса Евгении Сегенюк. При этом солисты, в том числе исполнительница партии Ольги Анна Нечаева, добросовестно, но формально пропевали нотный текст и не более того. Музыкально-драматических образов они не создали.
Польский бас Рафал Шивек вокально был вполне хорош, но ему не удалось создать харизматичный образ Ивана Грозного. Может быть, чуть ярче остальных показался тенор Олег Долгов в партии Тучи.
Очень сожалею, что не смог услышать в этой партии Сергея Радченко, который должен бы петь 15 октября, находящегося сейчас в прекрасной форме. Я сужу об этом, потому как слышал 28 октября в Большом зале консерватории его великолепное исполнение теноровой партии в Девятой симфонии Бетховена п/у Юрия Симонова
Центральным музыкальным образом концертного исполнения «Псковитянки» стал огромный хор в 120 участников. Звучал он великолепно. Вот где были и нерв, и экспрессия.
Несмотря на все замечания, очень хочу пожелать продолжить деятельность Большого театра в этом направлении и не только с Сохиевым за дирижёрским пультом, но и с другими дирижёрами.
Было бы интересно послушать концертные исполнения редко идущих опер п/у бывших главных дирижёров Большого театра: Юрия Симонова, Александра Лазарева, Василия Синайского.
Владимир Ойвин