
Спектакль Приморской сцены Мариинского театра по мотивам восточных сказок оказался зрелищным европейским шоу.
На Исторической сцене Большого театра прошли гастроли театра из Владивостока. Труппа Приморской сцены Мариинского театра привезла спектакль «1001 ночь».
Это постановка 2020 года, хореограф Эльдар Алиев просто сделал редакцию своего старого балета на музыку азербайджанского классика Фикрета Амирова. Музыка, надо сказать, пышная, пряная, жаркая, местами томно-ласковая. И очень балетная, четко ритмичная, построенная на смеси классической музыкальной схемы запада и своеобразных мотивов востока.
Инструменты разных культур тоже плодотворно соседствуют в оркестре. Рядом со скрипкой, тубой и, например, фаготами – струнный тар, бубен-дэф и азербайджанский барабан-нагара. Многообразная перкуссия вообще играет большую роль, местами она царит в гордом одиночестве, задавая действию бешеную энергию.
Пафосные тутти и мощные кульминации (их немало) всемерно поддерживал Симфонический оркестр Приморской сцены во главе с Эйюбом Кулиевым. А еще был женский хор и солистка Анастасия Кикоть, с вокализами, обозначающими лирическое волнение.
Что балет не новый и навеян традициями классики в оптике советской балетной эстетики, видно с первых минут. Алиев прежде был ведущим солистом Мариинского театра, потом долго работал в США, но тамошние танцевальные течения, да и вообще мировые тенденции современного танца, на танц-предпочтениях автора никак не отразились. А вот концентрация на основных, привычных со школы «больших» па, знание балета Михаила Фокина «Шехерезада» и тот факт, что автор исполнял партию Ферхада в «Легенде о любви» Юрия Григоровича, оказались основополагающими для хореографии.
Либретто написано братьями Ибрагимбековыми, известными киносценаристами, по мотивам знаменитого сборника арабско- персидских волшебных сказок. Царь Шахрияр любит жену Нуриду, она вроде бы отвечает взаимностью, но когда муж уезжает на охоту, скучающая женщина устраивает оргию, отчего внезапно вернувшийся царь ее казнит и, пылая злобой, приказывает казнить всех девушек округи. Одна смышленая девица, Шехерезада, уговаривает безумца послушать сказки в ее исполнении.
Царь узнает истории про храброго Синдбада и птицу Рухх (вылитый злодей Ротбарт из «Лебединого озера»), про веселого везунчика Аладдина и Али-Бабу с сорока разбойниками. В каждой сказке упор делается на женские достоинства – преданность и смекалку. В итоге все довольны: и успокоенный царь, и не казненные, надо полагать, девушки, и любящая мужа новая царица Шехерезада.
Кроме многих достоинств цикла литературной «1001 ночи», как-то увлекательность сюжетов, цветистая красочность, приключенческий привкус и вкус эротики, для театрального спектакля важна и визуальность. То есть картинки «экзотического ориентализма», всегда интересного не ориентальному зрителю.
С этим в балете всё в порядке, особенно по части костюмов. Декорации, вернее, обрамление сцены с подиумом на заднике, тоже вполне красноречивы. Лампы, ковры, кувшины, орнаменты, арабские письмена, прозрачно-узорчатые скользящие ширмы, разделяющие и соединяющие главных героев и персонажей сказок – всё выдержано сценографом Петром Окуневым в пост-романтическом духе «местного колорита». А в колорит красиво вводит заставка на занавесе: коллаж восхитительных восточных миниатюр, рассказывающий о древних временах.

Алиев умело дозирует бравые мужские (танец лучников и разбойников, выход палачей) и лирично-сдержанные женские массовые танцы (плач и мольба девушек). Он перемежает «спортивную» классику (множество больших пируэтов и больших прыжков) с танцевальной характерностью (разбойники). Перемены не дают публике скучать, несмотря на сверх-обилие аттитюдов в позах и стереотипный прием для рук, с вывернутыми вверх и раскрытыми ладонями (чтоб вы не забыли: это – восток).
Постановщик упивается откровенной вакханалией оргии и красками восточного базара, но его особая любовь – высокие поддержки в дуэтах. Каких только нет! До акробатизма. И «свечка», и «стульчик», и «рыбка», горизонтальные и вертикальные, вверх и вниз головой на месте и с продвижением, на двух руках и на одной.
Не случайно Шахрияр (Сергей Уманец) мускулист и силен, его напористые жете по кругу не дадут соврать. Иначе царь просто пропадет, вознося сперва страстную изменницу-жену Нуриду (Лилия Бережнова), а потом чистую душой сказительницу (Рената Шакирова из Мариинского театра).
Кстати, Шакирова порадовала искусно выделанной, истинно петербургской стопой и уверенным апломбом. А исполнитель партии Аладдина Сергей Аманбаев – веселой легкостью и четкостью танца. В целом труппа Приморской сцены работает уверенно и грамотно, выполняя движенческие задачи.
Алиев не чужд юмора: в истории Али-Бабы и Марджаны (Наталья Демьянова) ловкая служанка-секси так красноречиво, особенно по части трясения бедрами, исполняет танец живота, охмуряя бестолковых разбойников, что возрастная маркировка 12 + начинает казаться заниженной. Впрочем, это по-любому спектакль для семейного просмотра, с хэппи-эндом и назиданием. К тому же персонажи рассказанных сказок, как в «Спящей красавице», по воле царицы Шехерезады снова приходят, прямо во дворец, когда царь опять на охоте.
Финальный эпизод, когда Шахрияр и Шехерезада, счастливо улыбаясь, летят на ковре-самолете, внушает оптимизм. Казней невинных в этом царстве больше не будет. Наверное.
Майя Крылова
Музыкальный и балетный журналист. Неоднократно эксперт фестиваля "Золотая маска".