
Десять дискуссий, два воркшопа и пять концертов на разных площадках столицы – столько событий объединил VI фестиваль современной музыки Gnesin Contemporary Music Week, прошедший в Москве с 31 октября по 3 ноября 2023.
Проект музыковеда Татьяны Яковлевой и музыкального журналиста Ирины Севастьяновой сегодня – одно из самых ожидаемых событий в области современной академической музыки. Программа фестиваля традиционно разделилась на дневную – образовательную, и вечернюю – концертную. В этом году участниками Gnesin Week стали 58 музыкантов из разных городов, отобранные по open-call.
Образовательная программа Gnesin Week прошла в Зале ученого совета Российской академии музыки им. Гнесиных в формате антиконференции. Главное отличие от привычных конференций – отказ от сухого чтения «по бумажке» в пользу живого общения и обмена мнениями между участниками дискуссий касательно выбранной темы.
На дневной антиконференции встретились музыковеды, исполнители-практики, киноведы и другие специалисты в области современного искусства. В каждой дискуссионной группе участвовал основной спикер, предложивший тему, а также другие специалисты, отобранные по open-call или приглашенные кураторами фестиваля.

Концерты в рамках фестиваля прошли на четырех разных площадках Москвы: в Российской академии музыки им. Гнесиных, галерее ГРАУНД Солянка, храме Святого Людовика и в ДК «Рассвет».
Открытие Gnesin Contemporary Music Week состоялось в Мемориальном музее-квартире Елены Фабиановны Гнесиной. Молодой композитор Лукас Сухарев представил гостям фестиваля инсталляцию «Музей» – часть звукового променада «Резонансы».
Первыми темами антиконференции стали интермедиальность и постмодерн. Музыковед Владимир Жалнин рассказал о романе «Ноктюрн» Габриэле Д’Аннунцио, о фильме Дерека Джармена «Блю» и о перформансе Ольги Бочихиной In-Out. Три работы относятся к разным видам искусства, однако их объединяет тема незримости: слепота, отсутствие визуального образа, погружение в темноту.
После доклада Владимира Жалнина к обсуждению восприятия современного искусства присоединились композитор и исследователь Ольга Бочихина (автор перформанса In-Out) и киновед Юрий Кунгуров.
Выступление музыковеда Марата Ингельдеева было связано с эстетикой метамодерна в современной музыке. После экскурса в историю метамодернизма в зале началось бурное обсуждение с участием музыкантов Сергея Зыкова, Данилы Матросова и композитора Валентина Бездетко.
В центре дискуссии оказались не только сочинения Алекса Пакстона и Оливера Лейта, но и фильмы — «Отель “Гранд-Будапешт”», «Барби». Спикеры Gnesin week также подвергли критике книгу Санкт-Петербургского композитора Настасьи Хрущевой «Метамодерн в музыке и вокруг нее».
«Суть метамодернизма можно передать словом “кринж”»,
– в шутку заявил Данила Матросов.
Концерт-открытие фестиваля «Не бойся» прошел в Малом зале Российской академии музыки им. Гнесиных.
«Мы хотим, чтобы зрители перестали бояться современную академическую музыку»,
– пояснила название концерта Татьяна Яковлева. В программе концерта музыка Небойши Живковича, Пьера Жодловски, Елизаветы Лобан, российские и мировые премьеры. Так, впервые в России впервые прозвучало произведение Akanthos Яниса Ксенакиса, NEST/MOUND Флоренс Анны Мондерс и Nailing Clouds Милицы Джорджевич. Мировыми премьерами концерта стали Inner Maharaurava Игоря Яковенко и Pollen – Atopic march Станислава Фролова.
Программа второго дня антиконференции Gnesin Contemporary Music Week также была связана с интермедиальностью. Музыковед Марина Сырбу рассказала о движении Fluxus, зародившееся в конце 1950-х — начале 1960-х годов. В разное время активными участниками движения были около 30 деятелей искусства, в том числе Йоко Оно, Нам Джун Пайк, Йозеф Бойс, Генри Флинт, Джордж Брехт и многие другие.
Вместе с Мариной Сырбу композитор и эссеист Антон Светличный и саксофонист, импровизатор Аркадий Пикунов обсудили тенденции синтеза искусств, которые начались в 50-е годы прошлого столетия и продолжаются в настоящее время.
В центре внимания музыковеда Виктории Сунцовой оказалось произведение Silence must be! Тьерри Де Мея. Вместе с хореографом и перформером Ольгой Цветковой, композитором Сергеем Шестаковым и перкуссионистом Майей Журютиной Виктория Сунцова провела беседу-рефлексию о роли звука, жеста и тишины в пьесе бельгийского композитора и режиссера.
Композитор Роман Малявкин обратился к «Архитектону Тета» Бориса Филановского и опере «Твой отец жив, только об этом не надо говорить» Даниила Посаженникова. Обе работы относятся к направлению site-specific – они написаны специально для исполнения в конкретных местах. Роман Малявкин, композитор и исследователь Михаил Пучков и музыковед Лидия Крир говорили о взаимодействии композитора с контекстом пространства в site-specific проектах.
Завершился второй день Gnesin Contemporary Music Week в ГРАУНДе Солянка. В концерте «Шепот света» были исполнены пьесы и перформансы современных композиторов: Тьерри де Мея, Робина Хейга, Константина Комольцева и других.

Третий день образовательной программы Gnesin Week открыла Елизавета Лобан. Композитор и исследователь рассказала о методах композиторского фольклоризма в XXI веке. Иллюстрациями экскурса в современный фольклоризм стали постановки на музыку белорусского композитора Ларисы Симакович. К обсуждению фольклоризма как одного из композиторских методов были приглашены этномузыколог Лариса Белогурова и композитор Николай Попов.
Следующая тема антиконференции – механизация голоса. Основным спикером выступила журналист и музыковед Анна Меркушева. В обсуждении роботизированного звучания человеческого голоса, его эстетике и приемах приняли участие композитор Ольга Бочихина, вокалистка и музыковед Алена Верин-Галицкая, музыкант Данила Матросов.
Заключительная дискуссия третьего дня фестиваля развивалась вокруг произведения Янниса Кириакидеса Mnemonist S. Музыковед Николай Дуденков рассказал о пьесе, текст и идея которой взяты из книги советского нейропсихолога Александра Лурии «Маленькая книжка о большой памяти (Ум мнемониста)». В процессе обсуждения Mnemonist S историк и теоретик театра Вячеслав Уваров и композитор Ольга Бочихина обменялись опытом восприятия пьесы с позиции текста (как и аудиального и визуального явления) и музыки.
Завершился третий день Gnesin Contemporary Music Week двумя концертами. В музыкальной гостиной дома Шуваловой прошел традиционный вечер фортепианной музыки Piano Touching, после которого гости и участники фестиваля переместились в Храм святого Людовика. Программа концерта «Точки соприкосновений» объединила редко звучащие пьесы Оливье Мессиана и Стива Райха с музыкой современных композиторов – Клауса Ланга, Марка Булошникова, Андрея Бесогонова и Ольги Раевой.
Четвертый день антиконференции Gnesin Week начался с дискуссии вокруг Симфонического перформанса «Реквием» Алексея Сюмака. Главным спикером выступила музыковед Юлия Кунцева. Ее собеседниками стали переводчик и журналист Артем Пудов, музыковед Ульяна Гарибзянова, театровед и журналист Анна Юсина. К обсуждению жанровой трактовки и других особенностей сочинения присоединились композитор Лукас Сухарев и Ольга Власова, которая принимала участие в постановке «Реквиема».
Завершающая образовательную программу дискуссия была посвящена одной из самых волнующих проблем, а именно – PR-продвижению новой музыки. Основными спикерами стали PR-менеджер Мария Андреева и координатор и куратор проектов Виктория Панова. Вместе с музыковедом и маркетологом Елизаветой Гершунской и режиссером Ириной Кудряшевой эксперты по PR-продвижению обсудили эффективные методы рекламы современной академической музыки.

В рамках фестиваля в Российской академии музыки им. Гнесиных прошло два воркшопа. 31 октября виолончелистка Юлия Мигунова занималась с участниками Gnesin Week работой над исполнением современных сочинений для струнного квартета, а 3 ноября солистка ансамбля «Студия новой музыки» Наталья Черкасова провела воркшоп по исполнению современных пьес для фортепиано.
Концерт-закрытие шестого фестиваля Gnesin Contemporary Music Week «Silently. Тихотворение» состоялся в ДК Рассвет. В программу первого отделения вошли произведения Марио Лависта, Кристофа Бертрана, Клауса Ланга, Сальваторе Шаррино и Дарии Маминовой. Во втором отделении концерта оглушающе тихо прозвучала премьера произведения Алексея Сысоева «Тихотворение», написанное для фортепиано соло.
Фестиваль прошел при поддержке НТЦ современной музыки РАМ им. Гнесиных и программы «Приоритет». Партнеры проекта CEAM / ЦЭАМ – Центр электроакустической музыки, Союз композиторов России.
Анна Суворина
Анна Суворина — музыкальный журналист, музыкальный критик, блогер.
Окончила Владимирский областной музыкальный колледж им. А. П. Бородина по классу фортепиано. На данный момент — студентка 4 курса кафедры музыкальной журналистики РАМ им. Гнесиных.
Автор студенческого издания РАМ им. Гнесиных «Без фальши».
Лауреат всероссийских и международных конкурсов (фортепиано), лауреат 2 степени первого молодежного фестиваля киномузыки KINOREX в номинации «Лучший лонгрид», выпускница образовательной программы Дягилевского фестиваля — 2022.
Сфера интересов: симфонические оркестры, современная академическая и рок-музыка, современный музыкальный театр.