
Оркестр musicAeterna под руководством Теодора Курентзиса выступил в Большом зале Московской консерватории 18 октября 2023.
В программе вечера музыка двух русских романтиков – «Шехеразада» Н. А. Римского-Корсакова и Симфония № 2 ми-минор С. В. Рахманинова. Оркестр был бесподобен. А вот московской публике явно не хватило камертона.
В преддверии концерта по традиции musicAeterna провела насыщенную просветительскую программу в культурном пространстве Центр «Зотов». Но ни «Лаборатория современного зрителя», ни объявление в зале консерватории перед концертом не смогли настроить московскую публику на нужный лад: уверенные аплодисменты между частями в обоих отделениях, с грохотом падающие телефоны, и, что самое печальное, свободное перемещение зрителей по залу во время первых тактов открывающей концерт «Шехеразады».
Такое случается довольно редко, но Теодор Курентзис был вынужден остановить оркестр во время вступления. Сложно представить, какие эмоции дирижер почувствовал в этот момент, однако он с улыбкой проводил взглядом женщину, отчаянно искавшую свое место на первом ряду партера, сделал глубокий вдох и начал заново.
После этого недоразумения какое-то время было сложно настроиться как зрителю, так и оркестру. Первая часть «Шехеразады» прозвучала довольно рвано.
Маэстро, как и всегда, акцентировано подчеркивал характерность главных тем сюиты, используя крупные динамические и темповые контрасты – оркестровое фортиссимо грозного Шахрияра сменялось вкрадчивой лирической темой Шехеразады в исполнении концертмейстера оркестра Ольги Волковой (скрипка).
Николай Андреевич Римский-Корсаков призывал в конечном счете к отказу от программной трактовки сюиты. Признаться, после изучения курса истории музыки сделать это было непросто. Тем более, что образу Шехеразады было уделено много внимания – не Теодор Курентзис был на подиуме во время московского концерта, а прекрасная Ольга Волкова в платье с вырезом на спине.

Очень хочется сказать, что играла она безупречно. Но после разрушенной в начале концертной атмосферы в зале тема Шехеразады показалась неоправданно растянутой во времени, отрезанной от музыкального контекста.
Однако ближе к середине сюиты обстановка в зале и на сцене изменилась. Оркестр во главе с Теодором Курентзисом повел за собой слушателя в путешествие на Восток. Дирижер не прибегал к свойственному выделению мелких мотивов, а обращал наше внимание на более крупные планы: «Смотрите, какая вокруг красота!».
Ярче всего Курентзис показал себя ближе к финалу. Кульминация настала молниеносно, группа медных духовых нарушила баланс и по-военному агрессивно ворвалась в музыкальную ткань такой лирической «Шехеразады». И после напористого вторжения медных мы снова оказались в мире восточной сказки про добро и зло, про бури и оазисы в пустыне.
После антракта публика вела себя тише и своевременно заняла места в зале. С первых нот второй симфонии Рахманинова взор зрителя переместился с Востока на Запад. Уже в первой части симфонии стало понятно, именно Рахманинов – хедлайнер вечера.
Оркестр звучал сбалансировано и стройно – не к чему придраться. Во время Адажио случилось настоящее чудо: телефоны зрителей перестали падать и звонить, даже кашель у людей в зале прошел. Выражаясь языком поклонников коллектива, «Ангелы запели», и после окончания концерта публика долго не могла распрощаться с маэстро и оркестром musicAeterna.
Анна Суворина
Анна Суворина — музыкальный журналист, музыкальный критик, блогер.
Окончила Владимирский областной музыкальный колледж им. А. П. Бородина по классу фортепиано. На данный момент — студентка 4 курса кафедры музыкальной журналистики РАМ им. Гнесиных.
Автор студенческого издания РАМ им. Гнесиных «Без фальши».
Лауреат всероссийских и международных конкурсов (фортепиано), лауреат 2 степени первого молодежного фестиваля киномузыки KINOREX в номинации «Лучший лонгрид», выпускница образовательной программы Дягилевского фестиваля — 2022.
Сфера интересов: симфонические оркестры, современная академическая и рок-музыка, современный музыкальный театр.