
Культурный мост юбилейного V Транссибирского Арт-фестиваля вновь соединил Восток и Запад.
С 9 марта по 13 апреля 2018 Фестиваль неустанно удивлял россиян яркими событиями и проектами.
Его концертные программы смогли услышать жители пяти крупных российских городов: Новосибирска, Красноярска, Самары, Санкт-Петербурга и Москвы (не считая «вылазки» отважных транссибирцев в малые города Новосибирской области).
Фестиваль: мост от Востока к Западу
5 музыкальных мировых премьер было сыграно за это время. Фантазию «Koberia» Алексея Игудесмана для двух скрипок с оркестром исполнили Клара-Джуми Кан и Вадим Репин.
Кончерто гроссо «iGeneration» для скрипки, виолончели и двух юных солистов швейцарского композитора Даниэля Шнидера сыграли Вадим Репин, Александр Бузлов и ученицы Школы музыки Захара Брона в Цюрихе Илва Эйгус и Софи Брэнсон.
Антон Бараховский представил новосибирской публике премьеру – скрипичный концерт композитора Андрея Молчанова. Юмористическое произведение на стыке жанров, концерт для повара с оркестром М. Крутика, увидело свет в Красноярске.
Ну, а самой ожидаемой премьерой стал концерт для скрипки с оркестром Софии Губайдулиной «Диалог: Я и Ты». Его исполнили музыканты, которым композитор посвятила свое сочинение: скрипач Вадим Репин и дирижер Андрес Мустонен, который встал за пульт Новосибирского академического симфонического оркестра в этот вечер.
Фестиваль с каждым годом все активнее расширяет образовательную программу. Мастер-классы знаменитых музыкантов стали уже традиционными, но в этом году Фестиваль обратился к артистам с просьбой дать талантливым студентам не один урок, а целый цикл занятий каждому. Так мастер-классы превратились в мастер-курсы к обоюдной пользе и удовольствию обеих сторон.
Программа Tonali-tour продолжает завоевывать российских зрителей. Ее цель – привлечь в концертные залы как можно больше молодежи.
Для этого обычным школьникам, не вовлеченным родителями или иными силами в музыкальное образование, предлагают изучить концертную ситуацию «изнутри», освоить профессию арт-менеджера и организовать гастроли молодых музыкантов из-за рубежа.
В 2018 году Фестиваль запустил новый образовательный проект – Академию арт-журналистики. Известные российские журналисты и критики в течение четырех дней обучали всех желающих – а желающих оказалось очень много – писать тексты об искусстве.
Почерпнуть впечатления для написания этих текстов в избытке можно было на невероятном количестве фестивальных событий. И не только музыкальных, но и других видов искусства.
Режиссер Бруно Монсенжон представил публике свой новый фильм «Мстислав Ростропович. Смычок непокоренный». На втором этаже концертного зала имени А.М. Каца меломаны не упускали случая полюбоваться выставкой московского фотохудожника Александра Иванова – темой его работ стали моменты творческого процесса на фестивальных программах прошлых лет.
Наконец, Фестиваль сумел по-настоящему изумить своих зрителей, организовав гастроли Большого театра в Новосибирск с балетным спектаклем «Дама с камелиями», в котором главную партию в первый день танцевала Светлана Захарова, а во второй – Ольга Смирнова.
Фестиваль в хорошем смысле избаловал новосибирскую публику. Разнообразие исполняемой на концертах музыки, принадлежащей к разным стилям, направлениям, эпохам, удовлетворило бы вкусы самого взыскательного меломана. Выступления самых ярких звезд музыкального мира, вписавших в свой гастрольный график филармонию Новосибирска вместо какого-нибудь престижного концертного зала, например, в Европе, становятся почти привычными событиями для жителей сибирской столицы во время Транссибирского арт-фестиваля.
Гидон Кремер: мост из ушедшего времени в настоящее
В середине марта Фестиваль почтил своим визитом один из самых уникальных и самобытных артистов современности Гидон Кремер. Он прибыл не один, а вместе с музыкантами оркестра «Кремерата Балтика»: скрипачкой Агатой Дарашкайте, альтистом Гиорги Загарели, виолончелисткой Гиедре Дирванаускайте и пианистом Андрюсом Жлабисом.
Кремер сыграл для новосибирской публики две концертных программы, а также провел творческую встречу, во время которой задать вопрос маэстро мог любой желающий.
Первое выступление скрипача состоялось 20 марта в Государственном концертном зале им. А.М. Каца. Он исполнил 24 прелюдии Мечислава Вайнберга, написанные для виолончели соло. Это сочинение предназначалось для другого великого музыканта – Мстислава Ростроповича. Гидон Кремер сам сделал переложение для скрипки и дал циклу название «Прелюдии к ушедшему времени».
Кремер многое делает для продвижения музыки Вайнберга и восхищается творчеством композитора, о чем пишет в сопроводительном эссе к циклу прелюдий:
“Я открыл для себя музыку Вайнберга сравнительно поздно, но сразу же стал ее горячим поклонником и защитником. Его Прелюдии можно воспринимать как эмоционально заряженные «звуковые картины»”.
Работая над переложением, маэстро задумался о сопоставлении музыки и фотографий. Его внимание привлекли работы литовского фотографа Антанаса Суткуса, и так проект стал «встречей двух искусств». По мнению скрипача, работы Суткуса «сообщают особую динамику» музыке Вайнберга, становясь для нее «не аккомпанементом, но контрапунктом».

Удивительная атмосфера царила на этом концерте. Одиночество фигуры скрипача на сцене усиливало ощущение ностальгии и грусти, которое создавали звуки послушной музыканту скрипки.
Каждая прелюдия, словно новая глава повести, по своему содержанию, эмоциональному наполнению и характеру отличалась от предыдущей, но вместе с тем, логически продолжала повествование об ушедшей жизни.
Фотоработы литовского фотографа заставляли задуматься о хрупкости и драгоценности, неуловимости и сиюминутности нашего существования.
Во втором отделении концерта Кремер с молодыми коллегами исполнил Фортепианный квинтет Альфреда Шнитке, а также Фортепианный квартет Малера, завершенный Шнитке.
Но особым сюрпризом в программе стало исполнение биса – миниатюры, которую, как выяснилось, буквально накануне, за день до концерта, сочинил пианист Андрюс Жлабис.

Автору приснилась пьеса во сне, как рассказал позже маэстро Кремер, и он даже не успел дать название своему произведению перед концертом. Публика приняла пьесу с большим воодушевлением, даже не подозревая, что присутствует на шестой, необъявленной и незапланированной мировой премьере Фестиваля.
Второй раз Гидон Кремер вышел на сцену концертного зала имени А. М. Каца 22 марта, чтобы сыграть вместе с Гиедре Дирванаускайте концерт для скрипки и виолончели с оркестром Филипа Гласса, написанный композитором в 2010 году по заказу Нидерландского театра танца в качестве музыкальной основы балета «Лебединая песня».
После концерта слушатели могли сколько угодно ломать копья, разделяясь на два лагеря – любителей и нелюбителей стиля минимализма, которым определяют творчество Гласса, но ни первые, ни вторые не могли не отметить яркую и эмоциональную интерпретацию, предложенную музыкантами слушателям.
Гидон Кремер обращается к исполнению музыки композиторов-современников и продвигает новую музыку активнее, чем любой из его коллег, о чем он не преминул напомнить журналистам на проведенной им пресс-конференции:
“– Я прошел за свою жизнь от А до Я через все стили, всю классику, но всегда пытался сочетать классику с музыкой текущих дней. И не только играть авторов, которых уже нет с нами”.
Разговор об «авторах, которых нет с нами» музыкант продолжил на творческой встрече со зрителями. Она стала частью программы образовательного проекта Фестиваля «Академия арт-журналистики», но возможность побывать на этом событии получили не только студенты Академии, но и все почитатели таланта знаменитого скрипача.
Встреча началась с показа фильма «Картинки с Востока» – в этом фильме Кремер принял участие как дирижер, исполнитель, автор идеи, режиссер и продюсер. Давний друг музыканта Сандро Канчели помог «оживить» при помощи анимации скульптуры из камешков сирийского художника и философа Низара Али Бадри, а в качестве музыкального «не аккомпанемента, но контрапункта» были выбраны произведения Р. Шумана «Картинки с Востока» и К. Штокхаузена «Зодиак».

После просмотра фильма наступило время беседы с музыкантом, которую вели куратор Академии арт-журналистики Андрей Устинов и музыкальный критик Юлия Бедерова.
Разговор вновь зашел о беженцах. Кремер известен тем, что активно транслирует свою гражданскую позицию в творчестве, и этот проект не стал исключением:
“Тема беженцев очень актуальна не только в Европе, но и во всем мире. Что-то всколыхнулось в моем сердце и захотелось что-то сделать”.
Проблема беженцев отозвалась в душе музыканта неслучайно. Он признался, что всю жизнь его волнует тема «перемещенных лиц», как их однажды назвал поэт Иосиф Бродский. К «перемещенным лицам» Кремер причисляет и себя, и многих знаменитых музыкантов, вынужденных покинуть родные края:
“Можно говорить и о Стравинском. И о Рахманинове. Ведь никто так просто не оставляет насиженное место. Никто не оставляет то место, где хорошо. Этому всегда сопутствуют какие-то обстоятельства. И каждый принимает эту судьбу, решается на этот шаг с болью.
Не случайно мои родители оказались перемещенными лицами. Не случайно я оказался далеко от своей родной Латвии”.
От проблемы беженцев и «перемещенных лиц» разговор плавно перетек к теме творческих поисков музыканта. Рассуждая о своем служении музыке, Кремер признался в непреодолимом желании играть как можно больше новой музыки:
“Музыка пишется навсегда. Классическая музыка на самом деле – современная. В масштабах времени существования цивилизации Моцарт и Бетховен жили буквально вчера. Позволительно думать, о том, что великие авторы хотели сказать о вечности.
Но мне никогда не хотелось забывать, что есть еще живущие композиторы.

Мне всегда хотелось строить мостки, мосточки, соединять старое с новым, известное с неизвестным. Мы все можем прикасаться к вечности через великие творения, дело только в том, насколько мы, исполнители, способны служить авторам этих сочинений”.
Мысль музыканта удивительно созвучна фестивальной политике: ведь кредо Фестиваля – проложить культурный мост между Востоком и Западом и между прошлым и будущим. Ну, а зрители, путешествующие по этим бесценным мостам, будут ждать следующего года, бережно сохраняя свои впечатления от «прикосновения к вечности».
Наталья Шкуратова
Закончила филологический факультет Красноярского Государственного педагогического университета имени В. П. Астафьева.
Проходила обучение в красноярской Медиа-школе по специальности «журналист-корреспондент», а также в качестве слушателя принимала участие в Академии арт-журналистики Транссибирского арт-фестиваля.
В рамках сотрудничества с ClassicalMusicNews.ru работала корреспондентом на Дягилевском фестивале в Перми, Транссибирском арт-фестивале в Новосибирске, Международном конкурсе им. П.И. Чайковского и др.