Россия богата не только недрами, но и талантами, и так радостно наблюдать как много детей приобщаются к искусству, реализуя свой творческий потенциал в различных любительских студиях.
Таких студий, школ, самодеятельных ансамблей становится все больше, а желание воспитанников поделиться своими достижениями в искусстве все больше увеличивает число концертов, фестивалей и конкурсов. Некоторые из них приобретают даже международный масштаб, приглашая к сотрудничеству сверстников из стран ближнего зарубежья. Уже не говоря о широком представительстве российских городов.
На днях конкурсный «pool» пополнился новым московским собратом – «Дивертисмент Competition», который дал возможность увлеченным детям продемонстрировать свои достижения и получить оценку и рекомендации высококвалифицированных специалистов.
Организаторами конкурса выступила Competition Group (проект компании Камертон Медиа). Это собравшиеся вместе единомышленники с музыкальным образованием, за плечами которых двадцатилетний опыт преподавания музыки, организации гастролей и концертов, большой опыт работы на конкурсах и фестивалях в медиа поддержке мероприятий.
Кружит голову перечень партнеров Камертон Медиа, в числе которых Школа имени Гнесиных, Методические центры Департамента культуры Москвы, Департамент творческих программ Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, фонд Елены Образцовой и многие другие.
В проведении «Дивертисмент Competition» организаторы заручились поддержкой известных брендов: японской компании Chacott – пожалуй, крупнейшего и одного из старейших в мире производителей одежды, обуви, аксессуаров и косметики для балета, танцев, художественной гимнастики, йоги, чирлидинга, фигурного катания и просто активной жизни, ProBallet – Российской марки трикотажной одежды для занятий балетом, ClassicalMusicNews.Ru – портала, публикующего новости, анонсы, рецензии, интервью и другие материалы, связанные с академической музыкой, а также участием Школы акварели Сергея Андрияки, в большом концертном зале которой и развернулись конкурсные баталии.
Как и следовало предположить, изюминкой организации стала интернет трансляция выступлений участников, компенсировавшая отсутствие зрителей, связанное с требованиями Роспотребнадзора.
К слову, трансляция, осуществленная Камертон Медиа, остаётся открытой по ссылке и набирает просмотры.
Конечно, «Дивертисмент Competition» коммерческое мероприятие. Вступительный взнос колебался в различных номинациях от 1000 до 3500 рублей. Однако устроители постарались, чтобы отнюдь не деньги определили сущность их детища. Номинации включили выступления солистов, хореографических коллективов, ансамблей малых форм в различных жанрах искусства. Возраст участников в разных номинациях (классический, народно-сценический и современный танец) от 7 до 28 лет.
Выступление на «Дивертисмент Competition» оказалось заманчивым, о чем можно было судить по числу заявок: девяносто четыре участника, шестьдесят семь солистов и двадцать семь ансамблей из Москвы, Зеленограда, Курска, Липецка, Самары, Санкт-Петербурга, Перми, Ульяновска…
Конкурс не стали растягивать во времени, обошлись одним днем, для чего пришлось очень детально разработать расписание соревнования и порядок выступлений.
Позаботились и о жюри, ограничившись четверкой арбитров. Трое представляли Большой театр России: Анна Антропова, характерная танцовщица и балетмейстер-репетитор, Александр Войтюк классический солист, и заслуженный артист РФ, выдающийся танцовщик-актер Геннадий Янин. К ним присоединилась заслуженная артистка РФ, балетмейстер Ансамбля песни и пляски Ракетных войск стратегического назначения «Красная Звезда», педагог Марина Ященко.
К сожалению, и этот конкурс не избежал вопросов, связанных с репертуаром.
Вариации Раймонды, Эсмеральды, Лизы, pas de trois «Лебединого озера»… можно ли их исполнять спустив с пуант? Можно ли считать авторской хореографией Сергея и Николая Легатов (или Константина Сергеева), если в вариации Феи кукол entrchat six заменить на простенький petit сhangement de pied, а pirouette en dehors на pirouette en dedans? Насколько эстетически допустимо превратить в академической вариации double rond de jambe en l’ air в одинарный и замедлять музыкальные темпы в угоду техническим возможностям исполнителя?
Вопросы, вызывающие жаркие споры. Педагоги любительских студий абсолютно убеждены в том, что их воспитанники имеют право танцевать все, мол, на то они и любители. Самодеятельность!
Однако и самодеятельность может быть и художественной. Должна быть таковой! Порой даже закрадывается крамольная мысль, что не только пожелания детей и родителей подвигают их штурмовать произведения не по возрасту и вообще высшей степени сложности, а не реализованные мечты самих взрослых, пытающихся воплотить их в своих подопечных.
Чрезмерные амбиции кого бы то ни было здесь неуместны. Куда милее делающие пусть еще неуклюжие, но старательные первые шаги Елена Фишкина, так выразительно склонявшая головку на pas de chat в танце «Мотылька» (хореография Елены Мироновой на музыку Иоганна Штрауса, Мастерская балета Егора Симачева, Москва) или ее сверстница Александра Карпова из того же заведения («Стрекоза» хор. Е. Мироновой).
Хорошую хореографию, рассчитанную на детское образное мышление «поставляют» самодеятельным студиям Александра Кокшарова и Дмитрий Четин. С их лирическим монологом «Ожидание» на музыку Сергея Прокофьева выступила, к примеру, Злата Кузовенкова, а Александра Бирюкова (обе из московской студии «Симфония балета» детской школы искусств «Исток») исполнила более темпераментное solo «Эфиопская принцесса» на музыку Лео Делиба.
Конечно, было бы хорошо, если бы ведущий во всех номерах объявлял имена композиторов. Это профессионально. Уже привыкли к тому, что авторство хореографии вариации Нирити из «Талисмана» зачастую ошибочно закрепляют за Петипа, тогда как поставлена она Петром Гусевым, уже не говоря о том, что музыка написана отнюдь не Риккардо Дриго.
Но почему вдруг вариация Джианины из балета «Наяда и рыбак» в исполнении Софьи Новоселовой из зеленоградской балетной студии «Грация» приписали Херману Левенсхольду, а не Чезаре Пуньи?
На конкурсе было присуждено аж четыре Grand prix – как говорится, на высшую награду не поскупились. Члены жюри не смогли сдержать восхищения шестилетним Елисеем Волковым и Софьей Устенко (московская балетная студия «Династия»), Алексадрой Поз (Центр культуры «Гармония») И. конечно блистательным Эстрадным балетом «Экситон» из Ульяновска.
Помимо присуждения большого количества лауреатских званий победителям вручили специально разработанные для мероприятия эксклюзивные награды из стекла и акрила, а также подарки от партнёров конкурса. Книги и журналы о балете предоставило издание «Балет» и лично Валерия Уральская.
Приятным бонусом стали сертификаты с различными скидками на приобретение своей продукции торговая марка ProBallet и фирма Chacott. Это здорово!
Тем не менее, «Дивертисменту Competition», как и ему подобным конкурсам есть, что совершенствовать в своих программах, и порядке ведения. И все же главное их достоинство в том, что они вносят свой вклад в сохранение и развитие системы хореографического образования в нашей стране. И потому нужно проводить их, помогая начинающим талантам и не жалеть для этого ни сил, ни времени. И при этом не снижать планку профессионализма организаторов и участников.
Александр Максов