Финал конкурса прошел в концертном зале Дворца Белосельских-Белозерских, а гала-концерт лауреатов и членов жюри – в Большом зале филармонии.
Едва ли не важнее открытия ярких имен молодых скрипачей в конкурсной программе фестиваля стала постановка проблемы – что такое исполнительская традиция и школа, как она живет, сохраняется, развивается и совершенствуется сквозь столетие, насколько генетически устойчивой и конкурентоспособной оказалась эта самая «школа Ауэра».
В Санкт-Петербурге пройдет Международной скрипичный фестиваль “Ауэр. Наследие”
Этими вопросами на протяжении «недели скрипки» должны были бы задаться консерваторские музыковеды, чтобы к следующему фестивалю оргкомитет мог выпустить монографию об основателе петербургской скрипичной школы – особой ветви на мировом древе скрипичного исполнительства – Леопольде Семеновиче Ауэре и его наследниках в ХХI веке.
Ведь когда гость фестиваля – французский скрипач Давид Грималь, художественный руководитель парижского оркестра «Диссонансы», выступающего без дирижера, говорит о том, что здесь, в прекрасном Санкт-Петербурге он почувствовал себя в «своей семье», тогда не остается никаких сомнений ни в информационной, ни в научной ценности проекта, поднимающего вопросы генетики в исполнительском искусстве.
Не припомнится ни одного подобного проекта в последнее десятилетие, где бы так легко и просто были подняты подобные вопросы, не говоря о том, как элементарно были выстроены генетико-педагогические цепочки, ведущие к имени основоположника школы, уже в самом начале соединявшей Россию и Европу, учитывая происхождение Ауэра. Словом, фестиваль-конкурс умудрился «развлекая просвещать».
Финал совсем уж больших неожиданностей не принес – лишь подтвердил уже выявленных на протяжении двух предыдущих туров лауреатов. На сцене появился новый игрок – Санкт-Петербургский государственный академический филармонический оркестр под управлением Александра Титова.
Самая юная 16-летняя финалистка, ученица 11 класса ССМШ Петербургской консерватории по классу Чингиза Османова – Елизавета Глазунова отважилась на «наше все» – Скрипичный концерт Чайковского. В ее нежном звуке даже появилась бравада.
Скрипачка очень хорошо держалась, не теряя завидного самообладания в самых рискованных местах концерта. Лучшей из трех частей в ее исполнении показался финал, который Елизавета повторила и на гала-концерте, но от волнения или от переконцентрации однажды не уследила за текстом, который на пару тактов исчез, и ей пришлось «на скаку» догонять оркестр.
Впрочем, распределение жюри призовых мест все же несколько удивило. Сразу несколько слушателей в процессе ожидания результатов сделало ставки на то, что первое место достанется Дмитрию Стопичеву. 22-летний пятикурсник Петербургской консерватории по классу Михаила Гантварга был самым интересным конкурсантом с гордой осанкой, с самыми яркими и ясными музыкантскими намерениями. Настоящий европеец.
Его явное преимущество – отшлифованный до блеска ровный звук невероятной пластичности, отличной плотности и точности позволял ему с легкостью и органичностью убедительно «высказываться» в разных стилях. Что еще важнее, в этом звуке всегда был слышен голос личности.
В финале Дмитрий играл Скрипичный концерт Яна Сибелиуса. Его азарт не мог не захватить с первых же нот первой части, где он явился абсолютным героем-победителем страстного финского героического эпоса. Завидное умение распределять эмоции так, чтобы в лирике они не переливались через край, подарило слушателям благородное умиротворение в медленной части.
Финал начался остро и точно, шел гладко и уверенно, но в одной из цепочек из двойных нот музыкант внезапно запутался, выпутавшись, конечно же, мгновенно, но пятнышко на парадном костюме осталось и, вероятно, дало жюри основание присудить ему второе место.
Но, как известно, иные четвертые премии дают лауреатам гораздо больше спокойствия, уверенности и успешной концертной жизни, чем иные Гран-при. Поэтому для Дмитрия Стопичева вторая премия все равно что первая. Первая премия досталась 28-летней Элине Друх – еще одной ученице Михаил Гантварга.
В Скрипичном концерте Глазунова, исполненном в зале дворца Белосельских-Белозерских, Элина выглядела, как и в двух предшествовавших турах достойно, но чуть-чуть недоставало интерпретационного шика, который сдерживала повышенная скромность исполнительницы. В главной теме, так сильно напоминающей одну из тем Концерта для голоса с оркестром Глиэра, хотелось услышать больше вокальности.
Впрочем, такова структура этого концерта, требующая от исполнителя особой «архитектурной» изобретательности в выстраивании одночастной формы, да и диалог с оркестром тоже требовал большего количества репетиций. Но оказавшись в иных акустических условиях Большого зала филармонии скрипка Элины зазвучала совершенно по-другому – появилась стать, осанка, улучшился и баланс с оркестром, который дал солистке прозвучать в полный голос.
В белоколонном зале она особенно притягивала внимание в проникновенных лирических эпизодах, приоткрывая глубокую природу своей женственности, в то же время ни на секунду не забывая о строгом самоконтроле. К слову, аура Большого зала филармонии подействовала благотворно и на Дмитрия, который без запинки исполнил финал концерта Сибелиуса.
Вторую часть этого концерта в Большом зале представила конкурсантка из Якутии – 23-летняя Ефросинья Ефимова, лауреат третьей премии. Было слышно, что она устала после изматывающих трех туров, ее звуку как будто даже не всегда хватало дыхания, он куда-то заваливался. Но музыкальность Ефросиньи все же удержала ее на плаву.
Конкурс пробуждает азарт слушателей, количество которых росло от первого к последнему туру и выросло до полного зала в филармонии. А потому так хочется оказаться на следующем фестивале-конкурсе «Ауэр. Наследие» и дождаться новых открытий.
Владимир Дудин