4 июля 2023 года Академический симфонический оркестр Московской филармонии выступил в Концертном зале имени П. И. Чайковского.
Чем, прежде всего, стал особенно памятен этот концерт 4 июля нынешнего года? Ну, скажем, тем, что он был выступлением очень любимого многими оркестра в только что минувшем сезоне. Только-то? Конечно, нет.
Может, это был самый заполненный зал, причем в лютую жару, но все равно в почти сумасшедшей любви к музыке. А почему он был такой заполненный? Да потому, что была очень привлекательная программа: Чайковский, Рахманинов, Бетховен. И еще потому, что за пультом оркестра стоял очень симпатичный многим народный артист СССР Юрий Симонов… Можно говорить, что были и другие причины, их много, но…
Крайне любопытным было все, что «предлагал» в этот вечер филармонический оркестр… Я было опять ударилась в почти детские воспоминания (да и было что вспомнить), но уже первая оркестровая фраза захватила настолько, что было уже не до вспоминательных слов: наступила Ее Величество прекрасная Музыка. Началось с увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» Чайковского, в третьей редакции (1869-1880).
Конечно, все мы отлично знаем, как внимательно всю жизнь приглядывался наш великий классик к произведениям Шекспира. «Буря», «Гамлет»… А по «Ромео и Джульетте» он и вовсе намеревался написать оперу. И, кстати сказать, написал удивительной красоты и нежности любовный дуэт юных героев, который где-то в конце 40-х годов очень часто пели Ирина Масленникова и Сергей Лемешев. Вот оно, детское воспоминание, от которого при всем желании никуда не уйдешь.
А зачем уходить? Лучше бы сегодня вспомнить этот дуэт, его вроде бы почему-то забыли. Но увертюра-фантазия жива, свежа и всеми искренне любима. А то, как удивительно изящно, страстно и глубинно ее сыграл оркестр, – просто и радость, и счастье. Судьба уверенно постучала в дверь веронского дома, чтобы поведать всем нам о судьбе юных Монтекки и Капулетти…
Надо сказать, эта редкостной красоты и трагизма история давно и основательно поселилась в душе каждого из нас. И уже самое начало шедевра Чайковского было поразительно ярко и влюбленно, экстатично таило в себе боль, обещало многое — доброе, светлое и очень горькое. Оркестр звучал как-то по-особенному, очень сильно и, я бы сказала, смело. Очень зримо вырастали из листов партитуры живые образы шекспировских героев «во времени» – со всеми откровениями их переживаний, мечтаний, узнаваний окружающего мира и себя в этом мире.
Оркестр покорял своей стройностью, где-то удивительным органным звучанием, нежными кружевами лирических высказываний и персонажей, и местом действия, и точно выявленным временем. И группы оркестровые были одна другой лучше, так хорошо и влюбленно они «читались» под умными и многокрасочными руками дирижера.
Симонов вообще очень любит и Чайковского, и это произведение, и не пытается скрывать своей любви — отсюда и несомненная удача каждого, в том числе и нынешнего, исполнения «Ромео и Джульетты». На этот раз было как-то по-особенному «прожито» это произведение, и аплодисменты не смолкали долго…
Вообще, в этот вечер было поистине сумасшедшее нашествие цветов и аплодисментов. Каждое из произведений программы сопровождалось овацией: Рахманинов, Бетховен. И хочется привести высказывание известного музыковеда о Бетховене, но вполне могло быть сказано о всей программе:
«Здесь развиты… задушевные мысли. Сюжет навеян… тайными страданиями, сдержанным гневом, грустными размышлениями, ночными видениями, восторженными порывами, а формы мелодии, гармонии и инструментовки настолько индивидуальны и новы, настолько мощны и благородны»,
— Василий Корганов.
Молодой и весьма даровитый пианист Алексей Мельников настолько емко и точно «вписался» в симоновскую трактовку блистательного 1-го концерта Рахманинова для фортепиано с оркестром, что зал, как говорится, «взвыл» от рукоплесканий, и это было правильно. Вернее, справедливо. Особенно хороша была лирическая, распевная вторая часть. Но Концерт был, в общем-то, идеален, и оркестр точно «нашел» себя в его решении…
И была еще Пятая симфония Бетховена. А в отношении к Бетховену Симонов особенно интересен. Симфония прозвучала первоклассно, отлично завершая всю программу, но так увлекательно и дерзко, что публика опять «завелась» от радости.
Говорить, какие части симфонии были наиболее интересны, не стану, потому что стиль симфонии был выдержан ярко и убедительно, очень точно «подмечая» каждую из стилистических деталей, поворотов высказывания, напевных «разливов», глубины переживаний, раздумий, размышлений, красоты кантиленных звучаний, и т.д.
По тому, как была сыграна Пятая, вполне можно было бы давать специальный «урок» о чистоте и образности прочтения бетховенской классики. И вот тут снова с четкой определенностью возник парафраз на бетховенские слова – «…Как судьба стучится в дверь…» В этом концерте «судьба» очень определенно постучалась в дверь и не только Бетховена. «Дверью» была вся программа, да и очень сильные бисы – Адажио из «Щелкунчика», Турецкий марш из «Афинских развалин» и, разумеется, Вокализ Рахманинова.
Так закончился сезон филармоников. Теперь впереди новый концерт нового сезона, в конце сентября, с новой программой, которая будет не слабее нынешней. Это уж точно. Не сомневайтесь.
Наталья Лагина