27 декабря 2024 вышел новый альбом фортепианного дуэта Элси Варандо и Полины Желиба, в который вошли «Весна священная» Игоря Стравинского и «Симфонические танцы» Сергея Рахманинова.
История появления этого фортепианного ансамбля спонтанна и романтична.
«На дворе 2023 год,
— рассказывает Элси.
— Зимним вечером в консерватории я степенно бродил по коридорам прославленного заведения, а Полина шла из библиотеки с кипой нот. Каким-то невероятным образом мы столкнулись, и ноты разлетелись по всему коридору.
Медленным вальсом, словно хлопья снега, листы падали вниз, а мы с Полиной в slow motion пытались их собрать. В какой-то момент мы с двух концов ухватились за нотный лист, а там и брошенный синхронно взгляд…»
«С первых репетиций стало ясно, что ансамбль у нас сложился,
— вспоминает Полина.
— Мы решили, что обязательно выступим где-нибудь на концерте. У нас тогда не было четких дат и площадок — только внутренний творческий порыв. Вот, вот что это вылилось!»
За плечами Элси и Полины — множество концертов и работа в области звукозаписи. Около месяца назад пианисты выпустили альбом с произведениями Прокофьева, Равеля и Дебюсси.
На этот раз выбор пал на сочинения Рахманинова и Стравинского. Несмотря на то, что работа в студии порой бывает изнурительнее, чем живые концерты, музыканты говорят о ней с радостью.
«У нас было две сессии звукозаписи в августе,
— говорит Элси.
— В один день мы писали Дебюсси, Равеля и Прокофьева, во второй — Рахманинова и Стравинского, но, отслушав в первый день «Дафниса и Хлою», мы приняли решение переписать сюиту и в итоге на второй сессии записали «Дафниса», «Весну» и «Танцы». Честно признаюсь, что руки уже были в «кровь». Не могу не отметить нашего сногсшибательного звукорежиссера — Нину Мартяну. Работая с ней, понимаешь, что любовь к творчеству — это сила, которая сближает даже И. С. Баха и Notorious B.I.G.».
И «Весна священная», и «Симфонические танцы» существуют в авторских переложениях для двух фортепиано, однако Элси Варандо и Полина Желиба предпочли им транскрипции молодого российского пианиста, автора многочисленных переложений Вячеслава Грязнова.
«Мы с Элси очень любим транскрипции Грязнова. Его переложения изысканны, изящны, детальны, пианистичны, а самое главное — все сделано максимально трепетно по отношению к автору и первоисточнику»,
— рассказывает Полина.
Контрастная программа была выбрана не случайно. Эти сочинения очень близки пианистам, они много раз исполняли их на сцене, и выпустить их в новом альбоме было естественным решением.
«Об этих опусах я могу говорить часами,
— признается Элси.
— «Танцы» для меня лично — некая ностальгия об утраченном, осмысление всей жизни с ощущением ее неминуемого конца. Это некий оммаж искусству прошлого. «Весна», написанная примерно тридцатью годами ранее, — наоборот, рождение нового искусства. Выдающийся пример полиритмии, диссонанса и асимметрии. Я бы даже сказал — камертон развития культуры 20-века».
Среди достоинств записи — великолепное владение музыкантами тембровыми красками и понимание хореографической природы «Весны священной». Во вступлении четко слышны мотивы фагота и кларнета, в «Плясках щеголих» прослушиваются переклички суровых струнных и мотивы духовых. Каждый номер настолько виртуозен, красочен, словно вырисовывает балетную постановку. Отдельно хочется сказать и про «Великую жертву», в которой накал достигает высшего предела.
Музыканты прекрасно передают состояние неизбежности, драматизм сюжета. В интерпретации «Симфонических танцев» музыкальность, лиричность сочетаются с торжественностью и масштабностью. Все фразы выверены и отточены. Музыкальная палитра здесь контрастна «Весне». Звук мягкий и одновременно глубокий в медленных фрагментах и более колоритный в драматичных частях.
И, конечно, нельзя не отметить отличный ансамбль — настоящее единение двух роялей. Вот, к чему приводит разлетевшаяся кипа нот, одним зимним вечером в консерватории…
Мария Смирнова-Старобинец
Мария Смирнова-Старобинец — музыкальный журналист, пианистка.
Выпускница Музыкального колледжа МГИМ им. А. Г. Шнитке по специальности «Фортепианное исполнительство». В данный момент студентка РАМ имени Гнесиных кафедры «Музыкальная журналистика и редакторская деятельность в СМИ».
Работает в Московской школе искусств им. М. И. Глинки в классе хореографии (концертмейстер) и общего фортепиано (педагог).
Автор сетевого издания РАМ имени Гнесиных «Без фальши».
Лауреат ll степени всероссийского конкурса научно-творческих проектов «Консерваторская наука» в номинации "Документальный или научно - популярный фильм"; Лауреат lll степени международного конкурса «Музыкальный журналист»; Участница музыкального кинофестиваля Kinorex; Лауреат всероссийского конкурса мультимедийных проектов (тема: «Литературное наследие выдающихся музыкантов - пианистов»); Член Российской Гильдии пианистов-концертмейстеров; Выпускница курса «Я-Артист» от академии Classica Viva Music Academy.
Публиковалась в журналах Музыкальный клондайк и Musicus (г. Санкт-Петербург)
Все публикации Марии Смирновой-Старобинец на ClassicalMusicNews.Ru