Второй том Большого собрания записей Марии Юдиной в цифровом формате посвящен венско-классическому репертуару.
В сентябре 2019 к юбилею пианистки был выпущен первый том Большого собрания, посвященный Баху.
Этот альбом был прослушан более 310 тысяч раз на платформах Spotify и Apple Music. Страны-лидеры прослушиваний: США, Бразилия, Мексика, Великобритания, Испания.
«Мелодия» отреставрирует все записи Марии Юдиной, хранящиеся в архиве. Более 35 часов музыки станут доступны слушателям на цифровых площадках до конца 2019 года.
«Можете меня презирать, ненавидеть и проклинать – но я отказываюсь от Бетховена. Ибо я еще не смею его играть – я умею смотреть на звезды и планеты, но от Солнца я слепну и в слепом состоянии играть не могу и не смею»,
– утверждала Мария Юдина.
В многомерном пространстве исполнительских интересов Юдиной трудно выделить одну магистральную линию. Однако при безусловном «бахианстве», при ее острейшем интересе к новому и современному, фундаментом репертуара Юдиной оставалась классико-романтическая фортепианная музыка.
Венская классика традиционно составляет стержень академического пианизма. Другое дело, когда к клавишам прикасаются руки великого Музыканта – тогда заигранные шедевры получают новое рождение. Именно так происходило на концертах Марии Юдиной.
Для нее не существовало «вчерашнего», музейного искусства – и венские классики звучат в прочтении Юдиной со всей остротой противоречий, трагических конфликтов бытия. Даже гармоничную идиллию моцартовских сонат она трактовала как недосягаемую иллюзию прекрасного, сопровождая ее в своих концертах стихами поэтов-современников.
А какая необъятная вселенная раскрывается в мире моцартовской меланхолии, в до-минорном и медленной части ля-мажорного фортепианных концертов! Недаром столь устойчивая, сколь и неподтвержденная легенда о «пианистке и тиране» (как Сталин случайно услышал Юдину по радио, распорядился записать пластинку, наградил ее «по-царски», а в ответ получил бесстрашное письмо) связана именно с «юдинским» Adagio из фортепианного концерта.
И все же Бетховену она отводила особое место. Подобно Баху он был для Юдиной одним из демиургов-творцов, создателей мировой музыкальной вселенной. Ее «Путь к Бетховену» был долог и труден, но может быть, именно потому ее интерпретации поздних сонат, масштабных вариационных циклов, Четвертого и Пятого концертов, при всей их спорности, имели магнетическую, необъяснимую власть над слушателем. Эта власть сохраняется и сегодня, сквозь все технические огрехи несовершенных концертных записей.
Звуки бетховенской симфонии стали неожиданным, но символичным завершением гражданской панихиды по Марии Юдиной, проходившей в фойе Большого зала Московской консерватории. Наверху, в зале, шла репетиция оркестра филармонии. Как вспоминала Вера Горностаева,
«…музыканты вместе с инструментами по собственному душевному движению спустились в полном составе вниз и, установив между колоннами стулья, сели, чтобы играть. Зазвучала Седьмая симфония…»
Часть записей Большого собрания публикуется впервые.
Пресс-служба фирмы “Мелодия”