9 сентября 2019 фирма «Мелодия» выпустила антологию записей Марии Юдиной на CD, а также в цифровом формате.
Мария Юдина родилась 9 сентября 1899 года. В юбилейный год «Мелодия» отреставрирует все записи Марии Юдиной, хранящиеся в архиве компании.
Шесть томов собрания (более 35 часов звучания) станут доступны слушателям на цифровых площадках до конца 2019 года. Первый из них посвящен творчеству Баха, он выйдет одновременно с антологией.
Позже выйдут записи сочинений венских классиков, романтиков, русских классиков, композиторов XX века, в том числе наряду с И. Стравинским, Д. Шостаковичем, П. Хиндемитом интерпретации произведений А. Волконского, К. Сероцкого, В. Лютославского, Э. Кшенека, В. Шапорина, А. Онеггера, Б. Бартока, Б. Мартину и других.
«Это совсем не то, что я написал, но так и играйте. Только так и играйте!»,
– воскликнул Дмитрий Шостакович после того, как Юдина исполнила ему только что написанные «24 прелюдии и фуги». В этом восклицании – ключ к пониманию исполнительского искусства Марии Юдиной; искусства противоречивого, спорного, но оставившего глубочайший след в культурном пространстве ХХ столетия.
«Музыкант-мыслитель», «проповедник», «медиум» – такие эпитеты сопровождали ее при жизни. Сама Юдина не любила, когда ее называли пианисткой. Исполнительство и педагогика, просветительство, поэзия, философия, религиозное подвижничество – все аспекты личности Марии Юдиной существовали в неразрывном синтезе.
Что бы она ни играла – горячо любимых ею Баха, Моцарта, Шуберта или «сериалиста» Веберна, Стравинского или Бетховена, Дебюсси или ленинградских композиторов-блокадников – все звучало неожиданно, парадоксально, но предельно убедительно.
«Она заново открыла то, что я считал для себя давно открытым»,
– писал о Юдиной философ А. Ф. Лосев.
Комплект из десяти дисков – это бо́льшая часть дошедших до наших дней студийных и концертных записей Марии Юдиной 1948–1969 годов из архива «Мелодии». Наиболее известные ее интерпретации («ХТК» Баха, ранние и последние сонаты Бетховена, экспромты Шуберта, сочинения Моцарта) соседствуют с пианистическими раритетами ХХ века (Прелюдия и фуга Глазунова, «Вещи в себе» Прокофьева, «Вариации на тему Паганини» Лютославского).
Впервые будут опубликованы ее записи «Musica stricta» Андрея Волконского – сочинения, с которого началась история отечественного музыкального авангарда (автор посвятил его Марии Юдиной); «Вариаций» Веберна, Прелюдий, соч. 11, Скрябина.
Настоящим открытием для слушателей станут концертные (не студийные!) записи баховских прелюдий и фуг с концертов 1950 года, посвященных памяти великого кантора.
«Бонус» комплекта – Первый концерт Чайковского, записанный на гастролях Марии Юдиной в Киеве в 1954 году с Госоркестром Украинской ССР под управлением Натана Рахлина.
Пресс-служба фирмы “Мелодия”