Сопрано Яна Иванилова из современных вокалисток обладает, пожалуй, самым обширным репертуаром: ей подвластны все стили и эпохи. На концертах артистки можно услышать произведения, которые больше никто не исполняет.
В интервью ФАН певица рассказала о проекте «Музыка русской усадьбы» и о незаслуженно забытых сочинениях отечественных композиторов.
— Почему среди прекрасных произведений есть те, которые редко исполняют, и те, которые «заиграны до дыр»?
— Мода есть и в музыке. Чем больше слушаешь классику, тем больше нравится.
Мне с самого начала было интересно отыскивать новые, неизвестные сочинения, и старинные, давно написанные, но по каким-то причинам забытые. Вызывает особый трепет, когда открываешь и показываешь людям эти забытые сокровища, музыкальные исторические свидетельства. Уже много лет мы с друзьями занимаемся этими «раскопками».
Но все эти кропотливые изыскания, увы, очень редко вписываются в современную концертную жизнь. Концертные организации в большинстве случаев ставят во главу угла финансовую составляющую мероприятий – задача заманить публику в зал. Считается, что малоизвестные авторы не привлекают публику. А классическая музыка не может существовать в рыночных условиях, — это не коммерция, это духовное и культурное воспитание. Чрезвычайно важная вещь для общества.
— Но вам удается все-таки продвигать свои уникальные по нынешним временам программы?
— В Московской филармонии есть абонемент «Камерные оперы в камерном зале» и абонемент «Северный Парнас». Культурные связи России и Европы второй половины XVIII-XIX веков, в которых ансамбль «Солисты барокко», и я исполняем настоящие жемчужины, сочинения, которые редко звучат, или звучали века назад, или никогда не исполнялись в России. Чудесная забытая музыка! Все это зиждется на энтузиазме, идеях, вдохновении и огромном исследовательском труде нашего художественного руководителя, замечательного скромнейшего человека – Андрей Спиридонова. Кроме этого, он сам адаптирует оперы под камерный состав ансамбля, а это огромный труд! А в зале – считанное число зрителей.
Очень жаль, что проведена колоссальная работа, а произведение звучит, как правило, всего один раз на сцене. Спели – и забыли… У нас по три новых оперы появляется каждый сезон и почти все они звучат единожды.
Чудовищно, что такие удивительные программы, раздвигающие не только музыкальные, но и исторические горизонты, не востребованы, их публика не знает, так как о них не пишут СМИ, нет рекламы.
Русская опера, прежде чем осуществилась в прекрасных произведениях Глинки, начала свое развитие, как минимум, на полвека раньше. Прекрасная опера Евстигнея Фомина на стихи Ивана Крылова, баснописца с броским названием «Американцы», была написана в 80-е годы 18 века. Она полна юмора, страсти и приключений, и легко слушается. Нам удалось невозможное – мы ее исполнили целых два раза!
У нас в репертуаре есть опера – водевиль на тексты Александра Сергеевича Грибоедова и Петра Андреевича Вяземского «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом». Музыку написал Алексей Николаевич Верстовский, который в лучшем случае известен публике лишь по одной опере «Аскольдова могила»…
Перечисленные имена авторов – это отдельная история – увлекательная, связанная с лучшими умами нашей страны: Вяземский – государственный деятель, Грибоедов дипломат, драматург. И они, оказывается, писали тексты для веселых водевилей!
Яна Иванилова: «У каждого есть божественный голос, которым поёт душа»
— В прошлом сезоне в этом же абонементе (Музыка русской усадьбы) была программа «Коронация Тавриды, Потемкин и Екатерина». Музыка подавалась в контексте темы, которая сейчас в фокусе общественного интереса – История присоединения Крыма к России. Попытка создания Потемкиным Музыкальной академии на юге России. Кстати, этот вопрос сегодня не потерял актуальности. Никто не предлагал эту программу провести по регионам, показать в Крыму?
— Нет, мы представили эту программу всего один раз (в январе 2021 года) опять же в камерном зале Московской филармонии и больше она нигде не шла. И пока никто не предложил нам ее повторить.
Но в Крыму мы были по другому случаю – участвовали в фестивале «Херсонес» с яркой, комической оперой композитора 18 века Фомина «Мельник – колдун, обманщик и сват».
Сейчас мы подали заявку на грант, чтобы иметь возможность записать малоизвестные русские оперы и сочинения, связанные с историей России. И даже есть идея предложить московским властям использовать этот диск как музыкальную визитку столицы.
По истории Петербурга, показанной через музыку, мы тоже делаем интересные программы, и начали эту работу в 1995 году с ансамблем солистов «Орфарион», художественный руководитель Олег Худяков, с которым записали диск на парижской фирме «Opus 111» «Музыка Санкт-Петербургского двора». И эта программа имела большой успех. Там звучали сочинения княгини Куракиной, Теплова, Козловского, Дубянского, его хит «Стонет сизый голубочек».
— Проблемы с поиском нот существует?
— Много старинных партитур есть в различных библиотеках Питера и Москвы, много их и в Музее музыки, хранящихся в рукописях. И как жаль, что не изданы прекрасные оперы и водевили Алябьева! А это первоклассная музыка с замечательной драматургией!
Как было бы хорошо объединить усилия и явить слушателям национальное достояние! Речь не только о нотных текстах 18, 19 веков, но и партитурах композиторов 20 века, например, прекрасных романсах и пьесах Николая Голованова. Поверьте, чудесной музыки, лежащей мертвым грузом на архивных полках, огромное количество. С этим надо что-то делать!
— Один тематический абонемент на многомиллионную Москву – это же мизер?
— Как было бы хорошо создать театр водевиля, где можно ставить на постоянной основе русские барочные оперы и водевили, и проводить исторические концерты. Водевиль же очень демократичный жанр. Это своего рода русский мюзикл 19 века.
И еще немного об Алябьеве: Олегу Худякову удалось добыть партитуру его оперы «Лунная ночь» и мы впервые исполнили ее на публике в Москве и Нижнем Новгороде. Это была мировая премьера. А для широкой публики Алябьев — всего лишь автор романса «Соловей», хотя романс этот совсем не таким был написан, каким его сейчас исполняют…
Русское раннее барокко сначала кажется слишком простой музыкой, незатейливой. Когда я впервые с ней встретилась, то мне показалось, что это очень банально. Так все смешно и наивно. А потом, когда ты в нее погружаешься, то проникаешься ее трогательной искренностью и поэтичностью, где каждая нотка идет от сердца. В этой музыке просматривается интимность, и отсутствие лицемерия даже при светской куртуазности.
Нам нужно больше исполнять русской музыки, чаще исполнять романсы Глинки, Чайковского, Рахманинова, Танеева, Метнера и других гениев нашей культуры, показывая людям дивные, уникальные в мировой культуре образы русской музыкально-поэтической лирики! Жанр камерной вокальной музыки нужно поддерживать.
— Как вы думаете, из-за санкций и ситуации на Украине «импортозамещение» будет происходить не только в экономике, но неизбежно и в культуре ?
— Посмотрим. Надеюсь, что фестивальная программа в России этим летом будет интересной, что в Елабуге состоится фестиваль, который делает великолепный пианист, большой музыкант Борис Березовский. С нетерпением жду фестиваль в Угличе. Очень надеюсь поучаствовать в концертах любимого питерского фестиваля «Дворцы Санкт-Петербурга» под руководством Марии Сафарьянц.
Беседовала Ирина Столярова, РИА “ФАН”