6 ноября 2016 года в Москве завершился XVI Международный музыкальный фестиваль ArsLonga.
В Большом зале Московской консерватории при участии Всероссийского юношеского симфонического оркестра России под руководством народного артиста СССР Юрия Башмета состоялась мировая премьера сочинения Александра Чайковского «Увертюра».
Более полутора десятка лет ArsLonga привлекает своими неординарными интересными программами и акциями, которые придумывает основатель и художественный руководитель фестиваля Иван Рудин.
— Иван, ваш фестиваль живет и развивается в течение большого периода времени. В чем залог его успеха?
– Мы, если можно так выразиться, оживляем «вечные ценности», преподносим высокое искусство используя новые оригинальные идеи и получается современное звучание! Тем не менее, само название фестиваля «ArsLonga» – «искусство вечно», обязывает нас не идти на компромиссы со вкусом, что мы и стараемся делать.
— Чем абсолютно новым знаменателен шестнадцатый по счету ArsLonga?
– Открытию фестиваля предшествовал кросс-атлантический мастер-класс легендарного пианиста XX века Байрона Джениса. Этот американский музыкант – единственный официальный ученик Владимира Горовица и представитель золотого времени нашего инструмента. Его записи я слушал с детства.
— В момент мастер-класса он находился в Нью-Йорке?
– Маэстро сидел за роялем, на Пятой авеню, и занимался с двумя выпусками Московской консерватории, которые находились в этот момент в Артистическом центре Ямаха за дисклавиром, – инструментом, позволяющем приводить в движение механические части инструмента (клавиши, педали) и воспроизводить музыку без участия человека в виде живого звука на расстоянии.
У дисклавира – до 1000 оттенков звучания каждой клавиши; 260 вариантов нажатия педали! Таким образом, рояль в Нью-Йорке создавал ощущение полного присутствия пианистов и передавал все нюансы их игры. Поистине, эти возможности создают невероятные перспективы для обучения музыки, особенно в такой огромной стране, как Россия.
— Вы всегда стараетесь привлечь к участию знаменитых музыкантов?
– Программу фестиваля я формирую самостоятельно, это сложный процесс – мне бы хотелось, чтобы концертов в рамках фестиваля было больше. Есть масса замечательных идей, проектов, интересных музыкантов. Кого-то я приглашаю сам.
В этом году мы привезли редкого гостя московских залов – глубокого пианиста, потрясающего человека Евгения Королева. Он для меня – как путеводная звезда, хотя есть много музыкантов, чьим мнением я очень дорожу. Непременным для фестиваля стал и вечер фортепианной музыки с моими замечательными друзьями – Ксенией Башмет, Степаном Симоняном, Михаилом Мордвиновым.
Стараюсь, чтобы раз в несколько лет мы выступали вместе, создавали такой особый уголок дружбы – делились опытом, накопленными впечатлениями, исполняли интересную редкую музыку.
— Расскажите о вашем концерте с актером Анатолием Белым.
– Мы исполнили необычную программу, прозвучали все Трансцендентные этюды Листа в обрамлении поэзии Пушкина и Лермонтова. Каждый этюд имеет четкую художественную коннотацию и подобрать к этому литературный отрывок было очень естественно. Хотя, подбор литературных отрывков занял очень приличное время; но были, конечно, простые и очевидные вещи, например, этюд «Мазепа»…
— Во время некоторых этюдов стихи звучали в момент вашей игры. Каковы были ощущения?
– Когда нам впервые удалось исполнить эту программу на замечательном фестивале П. И. Чайковского в Клину, это было не просто. Сказывается значительное время «ожидания» между этюдами, руки остывают, и каждый следующий этюд начинаешь играть «сначала».
Но знакомая много лет атмосфера консерватории и уже выбранная правильная «стратегия» позволили нам самим получить настоящее удовольствие от этого мини-спектакля.
— Много читаете? Ваш любимый афоризм о творчестве.
– Стараюсь продолжать читать, хотя, конечно, до объемов прочтенного в детстве уже никогда не добраться. Не всегда выбираю художественную литературу, стал чаще читать мемуары, а одно из последних впечатлений – книга Шимона Переса, человека невероятной судьбы и мудрости.
Сказать же об афоризме в контексте фестиваля легко: «Жизнь коротка, искусство вечно»!
Беседовала Татьяна Эсаулова