Так считает художественный руководитель и дирижер Концертного хора Академии хорового искусства имени В. С. Попова Алексей Петров.
После того, как не стало его учителя Виктора Сергеевича Попова, основателя Академии, он стал ректором этого уникального музыкального учебного заведения, выпустившего не один десяток певцов и дирижеров, известных всему миру.
Одним из них является оперный певец Дмитрий Корчак, тенор, который в преддверии Нового года выступил на сцене Светлановского зала Московского международного дома музыки в новом амплуа.
В концерте «Ночь в Италии» он встал за дирижерский пульт Национального филармонического оркестра России, художественным руководителем и главным дирижером которого является маэстро Владимир Спиваков. И исполнил сложнейшие по драматическому накалу произведения итальянского композитора Джоаккино Россини (1792-1868).
В первом отделении прозвучали Увертюра к опере «Вильгельм Телль» (1829) и «Жанна Д’Арк» (1832), кантата для меццо-сопрано и оркестра (оркестровка итальянского композитора Сальваторе Шаррино) с участием артистки Молодежной оперной программы Большого театра Василисы Бержанской (меццо-сопрано), являющейся также студенткой Российской академии музыки имени Гнесиных (класс Рузанны Лисициан).
Во втором – «Stabat Mater», кантата в десяти частях для солистов, хора и оркестра (1841). В ней, вместе с хором Академии хорового искусства имени В.С. Попова выступили солистка оперной труппы Большого театра Агунда Кулаева и Екатерина Морозова, недавно зачисленная в оперную труппу Большого, а также именитые выпускники Академии – Алексей Татаринцев (тенор) и Николай Диденко (бас).
По окончании концерта, вызвавшего бурю восторженных оваций слушателей и повторяющиеся возгласы «Браво!», Алексей Петров поделился своими впечатлениями от выступления в новой роли Дмитрия Корчака.
Но при этом заметил, что концерт, прошедший 19 декабря в Московском международном доме музыки, достойно завершил ряд творческих мероприятий, связанных с 25-летним юбилеем Академии хорового искусства, который праздновался в 2016 году и планомерно перешел в новый, 2017, год.
По признанию Алексея Петрова, ему было особенно приятно, что в этом концерте выступали артисты, близкие Академии, Хоровому училищу имени А. В. Свешникова и Виктору Сергеевичу Попову.
— Отрадно, что на концерте состоялся московский дебют в качестве симфонического дирижера нашего выпускника и всемирно известного оперного певца Дмитрия Корчака. При этом он сделал нам большой подарок, пригласив для участия в концерте хор студентов Академии, который пел ‘Stabat Mater’ Россини.
— Чем примечательно для вас это событие?
— Прежде всего, тем, что Дмитрий выступил на высочайшем уровне. И не только в творческом плане, но и на уровне личного престижа, поскольку Владимир Теодорович Спиваков доверил ему Национальный филармонический оркестр России. Поверьте, что такое счастье достается не каждому дирижеру.
Учитывая высокопрофессиональный уровень коллектива, новоиспеченный дирижер обязал всех участников концерта соответствовать ему. Для нас это оказалось творческим испытанием.
Хотя в свою бытность мы много работали непосредственно с Владимиром Теодоровичем и его замечательным коллективом, но последние три года не сотрудничали.
— А как вы оцениваете работу Дмитрия Корчака с хором?
— Во-первых, Дмитрий приезжал работать с хором в Академию. По моему мнению, это был мастер-класс профессионального уровня. И, наверно, потому что в этих стенах он проходил обучение не только на отделении вокального искусства (класс доцента Д. Ю. Вдовина), но и на отделении хорового дирижирования (класс профессора В. С. Попова).
При этом он был одним из любимых учеников Виктора Сергеевича, который как раз и рассчитывал на развитие его дирижерской карьеры. И теперь Дмитрий Корчак передавал свой опыт и свое видение исполнительского искусства нынешним студентам, которые не только не застали его, когда он учился; они и Виктора Сергеевича не застали.
Это уже следующее поколение, фактически начинающее с нуля, которое подпитывается лучшими традициями и высоким профессиональным уровнем тех, кого видит перед собой.
— Что вы имеете в виду?
— Во-первых, хоровую базу Дмитрия Корчака. Человек, который с детства воспитывался в хоре и пропускал через себя всю музыку, ориентируется в ней, как «рыба в воде».
Во-вторых, у него профессиональный уровень владения мануальной техникой. То есть, это дирижирование на уровне высшего образования. И чтобы не говорили о различиях хорового и симфонического дирижирования, я считаю, что 90% у обеих специальностей – это общая база. Поэтому дирижер, хорошо умеющий управлять хором, найдет себя и в управлении оркестром.
В-третьих, Корчак состоялся как оперный певец, причем, на фантастически высоком уровне. Он выступал почти на всех мировых площадках и знает не понаслышке работу оперных театров, работу звезд первой величины в вокальном жанре и разбирается в дирижерском ремесле.
При этом, он лично знаком со многими лучшими представителями дирижерского искусства. В частности, насколько я понимаю, свой первый концерт он дирижировал палочкой, подаренной ему маэстро Риккардо Мути.
— И каков все-таки результат работы с хором?
— Благодаря своему потрясающе музыкальному слуху, Дмитрий Корчак смог научить хор петь это сочинение. И не потому, что говорил его участникам петь в каких-то местах громче или тише. Он научил певцов петь красиво, правильно, вокально, технично.
Когда Дмитрий провел первую репетицию с хором, мне стало понятно, что под его руководством хор будет подготовлен на высшем уровне, хотя, естественно, были некоторые шероховатости.
Студенческий хор – это подвижный коллектив. И чтобы добиться высочайшего качества, для этого нужно приложить максимум усилий. Ему это удалось.
Когда начались совместные репетиции, выяснилось, что у Корчака есть огромный потенциал дирижера. Безусловно, сказалось то, что он много лет работал с оркестрами и под руководством выдающихся дирижеров, и многое, как губка, впитал в себя от них. И даже стоя спиной к оркестру! И все, что в нем отложилось, позволило ему сейчас, практически без специального курса подготовки, заявить о себе, как о вполне состоявшемся симфоническом дирижере.
— Что еще вас порадовало в концерте?
— Меня также порадовал ювелирный подбор Дмитрием Корчаком солистов, половина из которых были выпускники Академии хорового искусства и фактически – его сверстники.
Например, с Николаем Диденко, обладателем редкого лирического певучего баса, они вместе учились.
Алексей Татаринцев появился в Академии после того, когда Корчак ее уже окончил, но, тем не менее, они не раз пересекались во время выступлений на профессиональной сцене. И их близость в профессиональном, творческом и дружеском плане чувствовалась на концерте, потому что им было легко выступать друг с другом.
Женские голоса, подобранные Дмитрием, тоже были замечательные. Прекрасное меццо-сопрано Агунды Кулаевой, супруги Алексея Татаринцева. И две артистки – участницы Молодежной оперной программы Большого театра, рекомендованные маэстро Дмитрием Вдовиным, Василиса Бержанская и Екатерина Морозова выступили успешно.
Так что в результате получилось замечательное и примечательное событие в московской культурной жизни. Ибо под управлением фактически дебютирующего дирижера мы услышали интересные интерпретации произведений Россини: симфоническую увертюру к опере ««Вильгельм Телль», камерную кантату «Жанна д’ Арк, а также исполненный на достойном уровне вокально-симфонический шедевр «Stabat Mater» с участием нашего хора.
Важно, что Дмитрий как раз относится к тому поколению, которое пело это произведение в детском хоре. И, наверно, эти корни, которые произрастают из детства, многое сейчас формируют в нем и как-то влияют на то, чем он сейчас занимается.
Я думаю, что его интерпретация «Stabat Mater» рождалась именно из исполнительского опыта тех лет, о которых мы уже упоминали. И, конечно, его профессионального взросления и самореализации, ведь он неоднократно исполнял партию тенора в этом произведении под управлением самых разных дирижеров. И поэтому это сочинение он знает досконально.
Но, вот, именно переключиться с ракурса оперного певца на дирижерские позиции, это, наверное, было для него внутренним перерождением, которое ему удалось.
Что касается моей работы в качестве хормейстера, то я для себя отметил, прежде всего, колоссальную выигрышность этого произведения. Я считаю, что это краеугольный камень, который позволяет хору выйти на первый план, что не так часто случается в музыке подобного рода.
Мы привыкли, что хор всегда находится за солистами, за оркестром и выполняет не ведущую, а сопровождающую функцию, украшающую своим масштабом, мощью. Но в данном сочинении, которое состоит из 10 частей, две из них написаны для хора а капелла, что для данного жанра является уникальной чертой: редко кто из композиторов отваживается целые части своего циклического произведения отдавать на «откуп» хору а капелла.
В этом смысле Россини испытывал большое доверие к хору, для которого писал столь сложную музыку. Например, один из номеров длится минут шесть, и он написан в медленном темпе, скорбных красках и требует колоссальной выносливости и выдержки. Я думаю, что в хоровом изложении он звучит гораздо выигрышнее, потому что хор обладает ресурсом и невероятным спектром выразительных возможностей.
И именно в сотворчестве с Корчаком, удалось эти выразительные возможности раскрыть и продемонстрировать. Мне кажется, что это было одно из ключевых событий вечера – звучание двух эпизодов из «Stabat Mater» хора а капелла. Номер 9, где говорится о погребении Иисуса Христа, произвел колоссальное впечатление. И я даже ощущал, как зал замер и боялся шелохнуться, когда звучали голоса наших студентов, управляемые жестами Корчака. И это производило колоссальное впечатление.
Безусловно, Дмитрий Корчак не просто талантливый мелодист, но это глубокий, серьезный музыкант, который чувствует и силу полифонии, ее мощь и поразительный потенциал.
Я рад, что наш хор прикоснулся к этой музыке. И рад, что Дмитрий обратил внимание на то, что наши студенты способны и готовы сделать все, чтобы украсить концерт подобного уровня, что он поверил в них и не испугался кропотливой работы.
Работа с хором – это не легкий труд, ты обязан разбудить душу каждого артиста. Если ты не затронул ее, то не добьешься живых и чистых красок от голоса. Он будет звучать блекло, мертвенно. Корчаку это удалось. И когда в прошедшем концерте соединилось прекрасное звучание хора, великолепно подобранный состав солистов и блестящий симфонический коллектив, – это продемонстрировало, что в личности Дмитрия Корчака кроется большая глубина, и что со временем он станет человеком, который способен сказать важное, веское слово в дирижерском искусстве…
Алла Буловинова