
Вышедшее недавно учебное пособие «Методика преподавания композиции» принадлежит перу Бакира Яхияновича Баяхунова (1933), композитора, профессора, народного артиста Казахской ССР. Этот труд вместил в себя большой опыт и знания, накопленные автором многими годами композиторской деятельности и практики преподавания.
Окончив в 1960 году Алматинскую консерваторию им. Курмангазы по классу композиции Куддуса Ходжамьяровича Кужамьярова, Б. Я. Баяхунов стажировался в Московской консерватории (1960 – 1963) по композиции у Михаила Ивановича Чулаки, инструментовке – у Дмитрия Романовича Рогаль-Левицкого и Юрия Александровича Фортунатова, полифонии – у Сергея Сергеевича Скребкова и Владимира Васильевича Протопопова.
С Ю. А. Фортунатовым Б. Баяхунова связывали многие десятилетия творческой дружбы. С 1962 г. автор пособия преподавал в Алматинской консерватории им. Курмангазы. Сначала на кафедре теории музыки, а с 1969 по 2008 гг. на кафедре композиции.
В основу «Методики преподавания композиции» положен тезис о первостепенной роли ритма и интервала в музыкальном творчестве. Значительное место уделено вопросам композиторского образования, стилистике современной музыки. Пособие предназначено для педагогов и студентов классов композиции музыкальных вузов, всех музыкантов, интересующихся композиторским творчеством.
«Учебное пособие профессора Б. Я. Баяхунова адресовано композиторам – и тем, кто только начинает свой путь в профессии, и тем, кто выступает в роли наставника, помогая молодому творцу обрести свой голос в многоголосом и разноязыком современном мире,
– отмечает Марианна Сергеевна Высоцкая, доктор искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой современной музыки Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского.
– Представляя текст в формате лекций-эссе, автор идёт от общего к частному, шаг за шагом интеллектуально «взращивая» читателя, обогащая и насыщая его историческими и теоретическими знаниями.
Переходя от общепедагогической проблематики к подробному рассмотрению композиционной роли ритма, интервала и объединяющей эти музыкальные параметры интонации, Б. Я. Баяхунов очерчивает узловые моменты учения о музыкальной форме, опираясь при этом на разработки советского и российского музыкознания, апробированные собственным многолетним опытом преподавания композиции.
Учебное пособие снабжено безупречно оформленным Нотным приложением, иллюстрирующим основные положения аналитических разделов примерами из музыкальной «классики» ХХ века, с акцентом на композиции авангардной направленности. Методическая составляющая работы не менее важна и включает задания для семинарской и самостоятельной работы студента – содействие при их выполнении призвана оказать отсылка к специализированной научной и учебной литературе, указанной в конце каждой из тематических лекций. (…)
Б. Я. Баяхунов композитор с огромным стажем работы, владеющий тайной рождения музыкальной партитуры – искусством, требующим от творца не только наличия дарования и художественной интуиции, но и знания законов ремесла. Ибо, как определял П. И. Чайковский, «вдохновение – это такая гостья, которая не любит посещать ленивых», а значит, для достижения высот мастерства необходимо постижение его глубинных основ».
«Методику преподавания композиции» отличает доступность изложения, ясность концепции, гармоничное сочетание теории и практики сочинения. Явления творчества разных эпох Бакир Яхиянович видит «изнутри», сквозь призму композитора-практика, автора оперных, симфонических, камерных, хоровых произведений. Широчайшей эрудиции автора способствовали личное общение с выдающимися музыкантами и тщательная проработка широкого круга специальной литературы.
«Это замечательное, очень ценное учебное пособие, которое, безусловно, будет востребовано в музыкальных вузах не только Казахстана, но и России (а если в дальнейшем перевести его на другие языки, то и в других странах)!
Убедительная и логичная структура, разнообразнейший научный и методический материал, интересные аналитические наблюдения и обобщения, а также необходимые задания для самостоятельной работы студента и тщательно подобранная к каждой лекции литература…»,
– говорит Сергей Валерьевич Голубков, профессор кафедры композиции научно-композиторского факультета Московской консерватории, лауреат международных и всероссийских конкурсов.
«Методика преподавания композиции» доступна на официальном сайте Бакира Баяхунова и на сайте Нотного архива Бориса Тараканова.
Асель Акпаева