Одно из великих имен бразильской культуры всех времён, Жоау Карлос Мартинс, – пианист мирового уровня, признанный интерпретатор Баха, записавший все его клавирные произведения.
Прервав свою карьеру солиста на пике славы по драматическим причинам, он остался преданным музыке. 25 июня 2020 музыканту исполнилось 80 лет. Он отметил его онлайн live-концертом – всё как по нотам нового времени.
Играл сам, дирижировал, конферировал, делил сцену с молодыми музыкантами. Дэйв Брубек, Гленн Гульд, Эйтор Вилла-Лобос – этих великих знают все. А они знали Жоау Карлоса Мартинса. И наверняка не удивились бы, узнав, что маэстро снова сел за рояль. По словам же самого юбиляра, победила музыка.
Вундеркинд
Жоау Карлос Гандра да Силва Мартинс родился 25 июня 1940 года в Сан-Паулу. Любовь к фортепиано передалась от отца, мечтавшего стать пианистом. В пять лет Жоау начал учиться музыке, и уже в восемь он выиграл конкурс, исполняя произведения Баха.
Одним из его учителей стал известный преподаватель Жозе Клиасс. Ещё одна удивительная судьба из эмигрантской культурной мозаики Бразилии. Педагог еврейского происхождения с полтавщины учился в Берлинской консерватории у знаменитого пианиста Мартина Краузе, ученика Листа. Так что талант Жоау формировался под влиянием невероятной смеси музыкальных знаний.
В 13 лет он начал концертировать в Бразилии, а спустя пять лет – по миру. В 1961 году пианист дебютировал в Карнеги-Холл. И успех пришел в виде проданных на концерты билетов и рекордных продаж записей. Критики того времени высоко оценивали музыканта, отмечая его артистическую индивидуальность и способность исполнять 21 ноту в секунду.
Бах
Жоау Мартинса считали одним из лучших исполнителей Баха в ХХ веке наравне с Гленном Гульдом, то есть пианисты, как писали в прессе, делили трон – Гульд старше, более царственный. Кстати, именно бразилец открывал памятник великому канадцу в Торонто в 1983 году.
Бразильский пианист со своим соотечественником Артуром Морейра Лима вместе сыграли концерт и записали уникальный альбом Bach/Chopin – Бах встречает Шопена. Мартинс исполнил Баха, Лима – Шопена. Музыканты предложили сравнить 24 прелюдии (без фуг) из первого тома Баха «Хорошо темперированный клавир» с 24 прелюдиями Шопена. Запись имела большой успех и хорошо продавалась.
Дейв Брубек, гуру джаза, а также друг и соратник Мартинса, вместе выступали, как-то сказал:
“Жоау исполняет Баха так, как я себе представляю и нужно исполнять, – свингуя. Его интерпретации полны жизненной энергии, ритмического драйва и страсти».
Именно страсть и именно та самая витальность помогают бразильскому музыканту преодолевать проблемы со здоровьем, начавшие преследовать его с юношества.
Драма
В 18 лет Мартинсу поставили диагноз «очаговая дистония», мышечное заболевание, встречающееся у пианистов в том числе. В недавнем интервью CNN музыкант пояснил:
«По сей день врачи не нашли лекарства от этой болезни, они разгадали симптомы, но как они появляются и почему – нет.
В дни концертов я был вынужден подстраиваться под недуг. Если концерт начинался в 20 часов, то я спал с 15:00 до 19:30. И было ощущение, что я встал в 7 утра, и когда симптомы болезни снова проявлялись, я уже заканчивал выступление».
В 1965 году пианист жил в Нью-Йорке, и его пригласили присоединиться к тренировочной игре португальской футбольной команды. Жоау Мартинс – страстный болельщик, его отец родом из Браги (Португалия), и, конечно, он согласился. За одну секунду ликование сменилось полным отчаянием. Он неудачно падает на правую руку – просто кошмар наяву любого музыканта. Жоау повреждает нерв локтевого сустава, далее следует атрофия трёх пальцев, и никакого фортепиано в течение года.
Восстановление было долгим и сложным. Продолжая бороться с недугом, проделывая бесконечные физиотерапии, пианист с триумфом возвращается на сцену, но очередное мускульно-скелетное заболевание вновь разлучает Жоау с инструментом.
«В 28 лет мне казалось, что всё, конец, и я даже залез в ванную, чтобы покончить собой. И тут зазвонил телефон… Я решил взять трубку.
Звонил мой педагог. И он сказал: «Жоау, я знаю о проблемах с твоей правой рукой, но ты столько можешь сделать левой»».
И музыкант стал предпринимателем. Он с успехом задействовал себя и в банковской сфере, и в политической, но мысли о возвращении к фортепиано не оставляли его. Адаптировавшись к тем ограничениями, которые накладывали недуги, бразилец возобновил музыкальную деятельности в середине 70-х, поставив целью записать все фортепианные произведения Баха.
В 1995 году, выходя из церкви после записи в болгарской столице, на музыканта напали, ограбили, ударив железным прутом по голове. Полученная травма имела серьезные неврологические последствия – вся правая рука, включая плечо, могла оказаться обездвиженной. Надо было делать серьёзную операцию, чтобы буквально перепрограммировать мозг и реанимировать руку.
И после такого испытания Жоау удалось вернуться к музыке. Но появились проблемы с речью. И вновь надо было делать операцию.
В 2001 году Мартинс записал диск «Концерт для фортепиано для левой руки», созданный Равелем для пианиста Пауля Витгенштейна, потерявшего правую руку во время Первой мировой войны. Планировалось сделать еще несколько подобных записей, но у бразильца появилось новое неврологическое заболевание и потеря подвижности в левой руке, что заставило музыканта окончательно завершить карьеру пианиста в 2002 году.
Маэстро
«Потерять руки для фортепиано – худшее, что могло произойти в моей жизни. И потерять руки для фортепиано – лучшее, что могло произойти в моей жизни, потому что я стал дирижёром»,
– рассказывает Жоау Мартинс. В 2004 году он начал обучаться дирижированию. Из-за проблем с координацией пальцев музыкант не мог держать палочку и переворачивать страницы партитур во время концерта, поэтому ему приходилось всё учить наизусть, каждую ноту. Он возглавил Камерный филармонический оркестр Бахиана в Сан-Паулу, отдавая дань любимым Баху и Вилла-Лобосу, и создал молодёжный вариант оркестра.
Маэстро очень любят в Бразилии за большую работу с юными музыкантами, в том числе из неблагополучных регионов страны. Его же личная жизнь больше 20 лет связана с адвокатом Кармен Силвия Валио де Араужо. У музыканта четверо детей от предыдущих отношений; они уже совсем взрослые и у них своих семьи. Жоау и Кармен говорят:
«Дети у нас разные, а внуки общие».
Перчатки
В феврале 2019 года маэстро перенёс свою 24 операцию, на левой руке, чтобы попытаться избавиться от хронических болей. Врачи сказали, что Жоау Карлос больше никогда не сыграет на фортепиано, поскольку нарушены двигательный функции рук. Но в конце прошлого года пианист получил необыкновенный рождественский подарок – пару бионических перчаток.
Эти волшебные приспособления для рук придумал промышленный дизайнер Убиратран Коста.
«Я услышал одно интервью маэстро, как он прощался с фортепиано, и подумал, может я что-то могу придумать для него… И вот, такие получились разгибательные перчатки для кистей c пружинным механизмом для каждого пальца».
Говоря о неожиданной новинке в интервью EPTV, Жоау Мартинс не скрывал эмоций:
«Я почувствовал, что главный секрет жизни – донести своё сердце до сердца публики. Я подумал, что даже со всеми ограничениями, которые у меня есть, и с тем чудом, что Бира сделал, с этой бионической перчаткой, я все еще способен передать немного эмоций.
Человек должен бежать впереди своих мечтаний, и когда меньше всего ожидаешь, мечты начинают бежать за ним».
И действительно, мечта настигла пианиста, когда он с ней простился. Жоау Мартинс засел за рояль и начал учиться играть по-новому. Впервые за 22 года пианист смог сыграть десятью пальцами:
«С тех пор, как получил эти перчатки, я играю по семь часов в день, как тогда, когда мне было восемь лет. Я сыграл ноктюрн Шопена десятью пальцами и запостил у себя в инстаграме. Три дня спустя 187 изданий мира оповестили, что я снова играю двумя руками»,
– вспоминает словно заново рождённый пианист.
Наследство
Говоря о непростом времени, которое все мы проживаем глобально и локально – в Бразилии медико-политическая обстановка крайне неспокойная – маэстро старается увидеть положительную сторону момента.
«Думаю, главное слово настоящего времени – ответственность с привязкой к солидарности. Потому что пандемия показывает всему миру, что каждая страна должна нести ответственность.
Солидарность нужна для того, чтобы знать, как помочь людям. Я уверен, что в Бразилии и в мире количество заболевших гораздо больше, чем нам говорят. Поэтому ответственность и солидарность должны стать частью повседневного словаря для мыслящего населения планеты.
Думаю, будет меньше неравенства, и в то же время больше надежды. Поэтому каждый из нас должен удвоить свои усилия для достижения результатов».
Во время своего онлайн live-концерта в день своего 80-летнего юбилея, 25 июня, маэстро Жоау Карлос Мартинс рассказал о своих планах по интернационализации проекта Orquestrando Brasil с участием 500 музыкальных коллективов Бразилии. Начатый в 2018 году, проект задействует 18 тысяч музыкантов, которым предлагается поддержка и обучение.
В идеале, по словам маэстро, привлечь внимание международной культурной общественности.
“Моя карьера пианиста была очень плодотворной, как дирижера – продолжает быть прекрасной. Пришел мой час попробовать оставить наследство.
Не знаю, получится ли, но я постараюсь. Вот такие мои планы на ближайшие годы».
Ольга Пальчевская с использованием материалов Globo, Agência Brasil, NY Times, UOL, CARAS, CNN Brasil, Correio Braziliense