Третья и заключительная часть нашего материала посвящена преподавателям музыки, дистанционным занятиям и экзаменам.
Мы спросили, был ли у наших опрашиваемых опыт онлайн-преподавания до карантина и планируют ли они использовать его в будущем. А также узнали, в какой форме могут проходить экзамены и как по интернету оценить способности абитуриента или потенциал будущей звезды.
«Возможно, после изоляции появится новый психотип — звезда Zoom’а», или Как преподавать из дома
Ксения Гамарис, лауреат международных конкурсов, обладатель спецприза жюри «Золотая Маска», преподаватель по классу камерного ансамбля и квартета МССМШ имени Гнесиных, первая скрипка Rusquartet
«Я преподаю ансамбль, и заниматься со всеми одновременно не получается. Выходит, что я работаю с каждым индивидуально, как по специальности. Это некомфортно, потому что интернет нестабильный, нужен хороший микрофон для качества. То есть работать над звуком практически невозможно.
Для нас идеальный формат на сегодня, когда они сами записывают и присылают записи, а я делаю какие-то ремарки.
Из плюсов — это все же хорошее подспорье для учеников прежде всего не перестать заниматься. Потому что в любом случае, это работа, это урок, и ученик занимается учебой и ждет дальнейших указаний. Это хоть какой-то контроль, лучше уж так, чем ничего. Хороший способ оставаться с ребятами на связи».
Александр Тростянский, скрипач, профессор МГК имени Чайковского, заслуженный артист России
«Занятия веду по Viber или Skype, популярный нынче Zoom у меня работает хуже почему-то. Но, конечно, с обычным уроком это несравнимо, это в большой степени профанация. Сложно оценить качество звука, получаются такие занятия “на взгляд”, а не “на слух”. Да и контакт не тот, я все же иногда людей за руки и плечи трогаю, это же пока еще не запрещено? (Смеется).
В обычной жизни не даю онлайн-уроки, скоростей моего интернета и интернета моих студентов на полноценное занятие не хватает. Но в условиях карантина приходится подстраиваться.
Удобнее, когда студенты присылают записи, так лучше качество, это экономит время, да и сам процесс записи мобилизует.
Но мои студенты — люди взрослые, они способны большую часть работы проделать сами. Однако все же надеюсь до экзаменов встретиться с ними вживую».
Максим Новиков, альтист
«Я давно занимаюсь преподаванием онлайн, это очень удобно! Ты в это время находишься дома, в комфорте. Есть нормальные программы, в которых можно работать.
Мы сейчас не говорим о высоком искусстве — чтобы понять, что делает ученик, достаточно хороших наушников и картинки. Просто надо научиться использовать технические возможности, которые сегодня есть.
Не во всех странах можно подойти и начать ребёнка руками контролировать. Я в своё время научился всё объяснять устно, причём на разных языках».
Ирина Долженко, народная артистка России, солистка Большого театра, доцент РАМ имени Гнесиных
«Очень сложно заниматься, особенно с теми, кто живет на даче, у кого проблемы с интернетом. На расстоянии сложно “разогреть” человека, с опытными студентами проще, они уже знают, что нужно для распевки. С первокурсниками сложнее, им надо всё время что-то новое подбирать. Но у меня хорошие концертмейстеры, они записали нам романсы, арии, минусовки. И студенты присылают мне то, что они спели под этот аккомпанемент, я им в ответ какие-то замечания.
Но прибавилось писанины, потому что нам дали какие-то формы, которые нужно постоянно заполнять два-три раза в неделю.
В будущем перевести в онлайн все занятия, конечно, невозможно. Если для пианистов или скрипачей есть какие-то варианты, то для певцов я не вижу перспектив».
Роман Минц, скрипач
«Конечно, как вынужденную меру это можно использовать, по крайней мере это держит студентов в тонусе в прямом и в переносном смысле. Хотя, с другой стороны, у Yamaha давно уже есть дисклавир и они проводят удалённые мастер-классы.
Наверное, это сейчас самое лучшее из того, что можно придумать, но это невозможно для других инструментов».
Валерий Пясецкий, директор ЦМШ
«Сразу, как возникла эта ситуация, мы перешли на дистанционное обучение, практически не потеряв ни одного дня. Ну да, есть трудности технические, пожилым педагогами сложнее, а тем, кто с компьютерами хорошо общаются, им проще. Но сейчас уже все привыкли.
В любом случае, хотелось бы, чтобы этот кошмар быстрее закончился. И чем быстрее, тем лучше, чтобы вернуться к тому формату, который мы использовали десятилетиями. Это все же вынужденная мера, но некоторые, например, теоретические предметы, дистанционно преподавать можно.
Что касается индивидуальных занятий, в том числе по специальности, это невозможно никогда. По факту, какой бы ни был высококлассный инструмент и качественная передача звука через интернет, преподавателю надо тоже сесть за рояль или взять скрипку в руки и показать как должно быть. Поэтому я не сторонник дисклавиров, которые в последнее время пользуются популярностью».
Яков Кацнельсон, преподаватель МГК имени Чайковского
«Онлайн-преподавание может быть актуальным для маленьких детей, но я работаю со взрослыми. Заниматься дистанционно можно какими-то совсем формальными вещами, а мы уже над этим не работаем.
Учиться на серьезном уровне в таких условиях невозможно (я про себя говорю), даже при наличии очень хороший техники».
Леонид Друтин, преподаватель РАМ имени Гнесиных и Музыкального училища имени Гнесиных
«Я давно не занимаюсь в домашних условиях, всегда в аудиториях в учебном заведении, чтобы не беспокоить домашних и соседей.
Преподавать онлайн сейчас, конечно, вынужденная мера, живого общения нигде не заменить. Есть проблемы с задержкой звука, картинка сбивается. У студентов разный уровень, к каждому нужен.
Можно, конечно, найти моменты, которые удается тренировать именно удаленно. Но я все равно жду, когда все вернется в нормальное русло».
Филипп Нодель, гобой, доцент МГК имени Чайковского, АМУ при МГК, худрук ансамбля духовых инструментов «L’esprit du Vent»
«Если честно, я онлайн-преподавания много лет избегал. Раньше мне ученики присылали видео, я его просматривал и посылал свои комментарии. Это удобно, потому что я мог посмотреть это в то время, когда мне комфортно. И это очень стимулирует детей, особенно маленьких: они каждый день должны что-то записать и для них это повод позаниматься.
Сейчас деваться некуда. Моё расписание до карантина оставили за мной на период изоляции, и это занимает у меня весь день дважды в неделю. Я начинаю в 10:00 утра с Пекином, у меня ученица-китаянка не смогла вернуться в Москву после каникул. Из-за разницы во времени она первая, дальше у меня каждый час уроки. И так до восьми вечера, десять часов подряд, интенсивно занимаюсь со студентами.
Zoom меня вполне устраивает, там в настройках можно поставить игру на музыкальных инструментах, чтобы микрофон и аудиокарта не редуцировали звук.
Раньше как-то к этому прохладно относился, теперь пришлось это всё полюбить. Потому что другого варианта нет».
Филипп Нодель: «Еще лет пять назад нас были готовы линчевать за видео-урок по скайпу»
Алексей Волков, саксофон, солист оркестра Большого театра, заведующий кафедрой «Духовые и ударные инструменты» ГМПИ им. Ипполитова-Иванова
«Для нас этот формат неудобен. Во время занятий со студентами нужен живой контакт, глаза их видеть, мышечное состояние, эмоциональное состояние. Да, я могу через интернет слышать “выше-ниже”, а вот реально окрас и характер звука не могу.
И потом, как играть с концертмейстером? Это я плохо себе представляю. Но понимаю, что со студентами даже в онлайн-формате нужно заниматься, чтобы они понимали, что есть контроль. Мы же все были студентами, знаем что без палки никуда».
Карэн Шахгалдян, скрипач, трио имени Хачатуряна
«Преподавать люблю, но онлайн не очень, все-таки там ограниченный инструментарий педагога и ученика. Не так много моментов, которые можно как-то корректировать в этом варианте, даже при наличии идеального сигнала.
В такой вынужденной ситуации как сейчас деваться некуда, но это не может быть полноценный заменой, я уверен. Я уж молчу про обмен энергией и человеческое общение, которое в нашем деле очень важно».
Екатерина Земскова, виолончель, основатель Tommyknockersquartet, солистка Orchestra Excellence
«До изоляции у меня был очень скромный опыт онлайн-занятий с учениками. Сейчас появился спрос на такие занятия.
В целом это интересный и небесперспективный метод. Я занимаюсь со взрослыми, сознательными и заинтересованными музыкантами. Здесь всегда можно найти над чем поработать, дать качественную консультацию по технологии игры, особенно если знаешь этих музыкантов, давно ведёшь их, слышала и видела “вживую”. И конечно даже без нормального звука понятно, что и где у него зажато и какие проблемы с распределением смычка.
Со всех сторон я слышу противоречивые мнения педагогов: кто-то уверяет, что ставит чуть ли не малышам аппарат с нуля и чудесно работает даже с самыми маленькими по Skype, кто-то считает, что все это абсолютно беспомощно и не стоит даже обсуждения.
К маленьким я бы не рискнула применять этот метод. Понятно, что можно взрослому человеку дать вполне адекватные рекомендации, выбрать этюды. Посоветовать упражнения, обменяться записями. Это работает.
Как ставят аппарат детям — остается для меня загадкой. Хотя я понимаю, что может некоторым детям на первом этапе даже интересно заниматься через их любимые гаджеты. Но все-таки личное присутствие носителя техники — самое ценное во всем обучающем процессе, и полноценно заменить уроки в аудитории онлайн-образование не сможет.
В школах такой способ можно вводить в качестве факультатива, чтобы дети осваивали новое программное обеспечение для музыкантов.
Знаете, во времена моего обучения студентов делили по психотипам — кто-то лучше играет на экзамене, кто-то на сцене перед публикой полностью раскрывается, кто-то лучше всего работает в студии звукозаписи. Возможно, что после изоляции появится новый психотип — звезда Zoom’а. А успеваемость в школах попадет в прямую зависимость от скорости интернета».
Эркин Юсупов, профессор МГК имени Чайковского, профессор МГИМ имени Шнитке
«У меня уже был большой опыт дистанционного обучения, у меня масса мастер-классов, очень много онлайн-лекций на YouTube. Я целыми днями занимаюсь со своими студентами в Академии джаза, у меня расписано всё по минутам.
Самое интересное, что у них сейчас (видимо наедине с собой) очень сильный прогресс. У меня много ребят занимаются, у которых нет возможности приехать. Часто ко мне обращаются через соцсети.
Я совершенно открыт к общению, если я свободен, всегда подскажу, сам сыграю и покажу».
Антон Прищепа, кларнетист, заведующий отделением духовых и ударных инструментов МССМШ им. Гнесиных
«У меня была ученица из Херсона — Полина Тарасенко, тромбонистка, она сейчас учится в Высшей школе музыки в Ганновере. И когда она к нам приехала несколько лет назад, выяснилось, что два года у неё живых занятий не было вообще и она занималась с учителем в течение этого времени по Skype. Это пример результата дистанционных занятий.
Я стараюсь смотреть на эту ситуацию как на простор для творчества и поиск новых возможностей. Например, у меня есть коллега, который считает, что на уроке не нужно показывать, нужно только объяснять. И я раньше всегда с ним спорил, что как раз-таки, наоборот, надо и объяснять, и показывать. А вот сейчас возникла ситуация, когда ты можешь только объяснять. Его опыт оказался полезен.
Еще с удивлением узнал, что есть специальные программы для геймеров, которые можно приспособить для проведения уроков (Discord — Прим. ред.). То есть там есть чат, возможность показывать экран, обмениваться текстовыми файлами и так далее, и многие говорят что это очень удобная программа, чтобы проводить дистанционные занятия.
И что касается детей, как бы мы ни надеялись на то, что они занимаются музыкой просто потому, что им нравится заниматься музыкой, это не всегда так. Какие-то цели – будь то банально выступление на зачёте, или экзамены, или конкурс, или просто концерт, или приход преподавателя будут больше мотивировать заниматься».
Дмитрий Филатов, дирижер, лауреат международного конкурса имени Светланова
«Такой опыт у меня был — я пробыл три месяца в Китае, а здесь в России остались мои студенты. Схема была такой: они присылали свои записи, я слушал, потом созванивались по Skype, и я комментировал.
Всё конечно зависит от студентов и от их возраста. Если это детская музыкальная школа, то больше нужен контакт. Но что касается студентов колледжа или первых курсов, то мы занимаемся уже не первый год и понимаем друг друга даже на дистанции.
В сложившейся ситуации это лучше, чем ничего не делать».
Антон Сафронов, композитор, преподаватель, музыкальный публицист
«У меня уже имеется опыт преподавания по Skype, правда, занятия эти индивидуальные и лишь по определённым предметам: история музыки и анализ произведений. В них возможно далеко не всё. Можно пересылать друг другу файлы с нотами и ссылки на записи в YouTube. Можно обсуждать партитуры устно, называя друг другу номера тактов — хотя это немного напоминает танец в скафандрах.
А как показать ученику то, что нужно, на клавишах? Как исправлять по ходу урока письменные упражнения? Как играть диктанты и постоянно проверять их запись учениками по слуху?
Далеко не каждое такое действие имеет полноценный бесконтактный аналог. А даже если имеет, времени на него уходит заметно больше, чем когда общаешься “вручную”.
Опыта онлайн-конференций для групповых занятий у меня пока что нет — посмотрим, как пойдёт. Лекции можно проводить в режиме групповых рассылок: сочинять и отсылать конспекты, те же ноты и ссылки на YouTube. Но это огромная писанина: она не только отнимает гораздо больше времени, чем живые встречи, но и, главное, не даёт ощущения контакта с аудиторией — той самой “интерактивности”, о которой я говорил. Как вынужденная временная мера это годится. Как норма — ни в коем случае.
Единственный, пожалуй, “плюс”: исключаются поводы для манипуляций, которые некоторые предприимчивые граждане (чаще дамы, чем господа) устраивают вроде кампаний “Me Too”. Уж простите за такой сарказм (Смеется)».
Михаил Безносов, преподаватель МГК имени Чайковского, ДМШ имени Гнесиных, Академии джаза
«Качество связи мессенджеров и Skype не позволяют мне полноценно заниматься с учениками. Я прошу всех делать записи, играть гаммы, этюды и высылать мне.
Это, кстати, не так просто — одним дублем записать хорошего качества аудио. Но это вынужденная мера и этот метод не может быть основным способом передачи знаний.
Может, теоретическую лекцию онлайн можно прочитать.. А музыка… Это как заниматься спортом по интернету».
Александр Бондурянский, профессор МГК имени Чайковского
«Так как я занимаюсь камерными ансамблями, возможности репетировать у нас нет. Если вы занимаетесь с кем-то, кто готовит сольную программу, вы можете послушать запись и прокомментировать. В моём случае идея заниматься онлайн непродуктивна.
Если же мы говорим про какие-то теоретические дисциплины, это я всячески это приветствую в нынешней ситуации».
Михаил Хохлов, директор МССМШ имени Гнесиных
«Мы используем несколько порталов — видеоконференции, конференц-связь, в Google есть такие платформы, которые позволяют вести групповые занятия по общеобразовательным предметам.
Что касается индивидуальных занятий, то каждый преподаватель использует те наработки, которые ему удобнее — обмен видео, WhatsApp, Skype и другие формы.
Есть сложности с такими предметами, как концертмейстерское мастерство, вокал, ансамбли. Мы предложили ребятам воспользоваться YouTube, поскольку там есть все произведения, которые они изучают. Соответственно, включив YouTube дома, можно играть свою партию. Это, конечно, не то, что игра с партнерами, но вопрос стоит несколько иначе: здесь важно умение подстроиться и выучить свою партию, играть в темпе без остановок, что тоже является одной из составляющих образовательного процесса.
Если это продлится недолго, то, по крайней мере, это поможет сохранить форму, а в некоторых случаях даже поможет расширить кругозор. Но есть еще такой момент, что касается изоляции — для хорошего музыканта нормально заниматься по 3-5-6 часов в день по своей специальности и многие рады, им когда предоставляется такая возможность. Ведь взаимодействие с музыкальным материалом — это ещё ведь и взаимодействие духовное и это способ отстраниться от всех проблем, которыми мы сейчас окружены и которые при отсутствии занятости могут действовать на психику отрицательно. В этом смысле музыканты защищены своей профессией.
В ритме карантина. Часть 1. Музыканты, отмены концертов и деньги
Я вам вот ещё что скажу: ещё когда не было никакого коронавируса, и мои коллеги не дадут соврать, ещё летом я говорил о том, что необходимо внедрять дистанционное обучение, по крайней мере в части общеобразовательных предметов. Потому что в настоящее время федеральные государственные стандарты, которые предлагаются для обучения, чрезмерно насыщены и это зачастую не позволяет сконцентрироваться на тех профессиональных задачах, которые стоят перед учащимися.
Количество знаний, которыми человек должен обладать, с каждым десятилетием увеличивается, а соответственно и форма, в которой человек получает эти знания, должна меняться. А она не меняется — вот как был урок сто лет назад, так он и остался в той же консервативной и ортодоксальной форме. Я уж не говорю про то, что до и из школы надо доехать.
Занимает время, когда учитель опрашивает других учеников или объясняется какой-то материал, который один ученик знает, а второй недопонял.
Кому-то для изучения материала нужно 10 минут, а кому-то на этот же самое нужно около часа. Всё ведет к тому, что дистанционное обучение и самообразование всё больше и больше будут входить в нашу жизнь».
Об экзаменах: «Никаким образом онлайн-формат не повлияет на результат»
Валерий Пясецкий, директор ЦМШ
«Что касается экзаменов, это намного проще, это уже отлаженный механизм. Ученик записывает у себя дома выступление, создаётся чат с комиссией, запись выкладывается в чат, комиссия слушает, выставляются оценки.
У нас три филиала по России (Владивосток, Калининград и Кемерово) и дистанционно наши педагоги принимают у них экзамены и зачеты. И вступительные экзамены будут проходить точно также.
Я вам даже скажу, что никаким образом этот онлайн-формат не повлияет на результат. Все международные конкурсы имеют первичные виды отбора по видео, эта практика уже давно отработана, это вообще не проблема».
Валерий Пясецкий: “Музыкальное образование – гордость нашей страны”
Леонид Друтин, преподаватель РАМ имени Гнесиных и Музыкальном училище имени Гнесиных
«Как я понимаю, экзамены будут сдвигаться, потому что есть ряд дисциплин, которые невозможно принимать онлайн, например, игра в ансамбле.
Пока у нас схема такая: один участник записывает свой вариант, пересылает другому, тот поверх него записывает свой вариант, присылает третьему. В результате они играют под такой своеобразный минус.
Концертмейстеры тоже самоотверженно выполнили свою работу, записав в нескольких темпах аккомпанемент, чтобы ребята могли играть фрагменты произведений или проигрыватель целиком.
Сама ситуация нас подталкивает к решению этих сложностей, с которыми мы столкнулись. Это хороший опыт, жаль только, что возник так вынужденно».
Филипп Нодель, гобой, доцент МГК имени Чайковского, АМУ при МГК, худрук ансамбля духовых инструментов «L’esprit du Vent»
«Экзамены в принципе возможно принимать по видео, это удобно. Особенно это хорошо для тех, кто далеко находится и не может приехать. Я таким образом узнал нескольких будущих учеников — они прислали мне записи, и я понял, что из них можно в будущем что-то слепить».
Александр Бондурянский, профессор МГК имени Чайковского
«Переводные оценки можно поставить по текущим выступлениям, это не проблема. А вот с итоговыми экзаменами, с ансамблевыми, с госами — непонятно пока».
Дмитрий Филатов, дирижер, лауреат международного конкурса имени Светланова
«Мне кажется что профессиональные люди вполне могут определить уровень студента, который прислал видео. Множество конкурсов сейчас проводят отбор по видеозаписи.
И знаете, даже если отборочная комиссия ошиблась и приняла студента, а он оказался слабоват, есть еще 4-5 лет, когда всё становится на свои места. Он просто не выдерживает экзамены и отчисляется».
Эркин Юсупов, профессор МГК имени Чайковского, профессор МГИМ имени Шнитке
«Пока экзамены в консерватории сдвигаются на май. Насчёт вступительных экзаменов трудно сказать. Очень много ребят сейчас играют одинаково хорошо — выбирать сложно, тем более по видео.
Это спорный вопрос, потому что мы же смотрим не только на музыкальные способности и технику студента, но также на его реакцию, на его отклик, на его коммуникабельность, харизму. Онлайн это всё “скрадет” однозначно».
Антон Прищепа, кларнетист, заведующий отделением духовых и ударных инструментов МССМШ им. Гнесиных
«Вот у меня, например, студентка-выпускница должна поступать в два ВУЗа в Европе — в Чехию и Швейцарию, и все экзамены были заменены на онлайн-варианты. То есть мы сделали запись и отправили, ждем результат.
Другой студент у меня уже поступил в ВУЗ в Америке, тоже сдавал онлайн.
То же самое происходит и в нашей школе — вот вы сейчас меня застали за просмотром видео с отборочных консультаций, которые по сути заменяют День открытых дверей».
Как итог: «Давайте научим играть на каком-либо музыкальном инструменте космонавта!»
И напоследок приводим мнение педагога, который захотел остаться неизвестным (хотя кто-то узнает его по тексту). Сам респондент объяснил свое нежелание высказаться публично тем, что боится потерять работу. Однако, нам показалось, что в более резкой форме, но его слова отражают общее настроение и отношение к обучению музыке через интернет.
«Минусы онлайн-преподавания: плохая связь, нет синхронизации между движением и звуком. О качестве последнего лучше вообще умолчать. Иногда голову прорезает от уха до уха насквозь. Пытошная…
Долго по времени заниматься невыносимо из-за физиологического отторжения. Голова распухает. Если говорить о режиме видеоотчета, то КПД процесса ничтожно. Необходимо написать обо всех — интонационных, ритмических, темповых — погрешностях. Если на уроке мы бессчётное количество раз озвучиваем (хоть подчас безрезультатно) подобные замечания, то рассчитывать на должный самоконтроль ребёнка может только профан.
Я уже не касаюсь высоких понятий о фразировке, динамических и тембральных особенностях звука. Как разовая акция (флэшмоб, кажется), онлайн-преподавание имеет право на жизнь, но практическое применение очень сомнительно. Если у человека уже были навыки владения инструментом, то можно несколько расширить репертуар, но не более.
Давайте научим играть на каком-либо музыкальном инструменте космонавта! На околоземной орбите! Чем не опыт?»
***
На момент записи интервью карантин был объявлен до 12 апреля. В процессе подготовки этот режим продлили. До сих пор нет уверенности, что в начале мая педагоги и ученики вернутся в аудитории, а музыканты — на сцену.
Что мы приобретем за это время, что потеряем и каков будет итог — покажет время. Но мы с нетерпением ждем встречи на настоящем концерте в реальном концертном зале. Будьте здоровы!
Материал подготовила Дженнет Арльт