
Артисты и сотрудники Большого театра недовольны ценами и качеством продукции комбината питания «Кремлевский».
В конце декабря 2024 года ряд СМИ распространил информацию о том, что солист оперы Большого театра, баритон Василий Соколов, получил химический ожог полости рта, выпив воду из бутылки, купленной в одном из буфетов Большого театра.
Пресс-служба театра никак не прокомментировала эту информацию. Не дает комментариев и г-н Соколов. Комбинат питания «Кремлевский», который полностью обслуживает буфеты и столовые Большого театра, не имеет собственной пресс-службы. Руководитель подразделения КП, отвечающего за работу столовых и буфетов Большого театра, Анна Ульянова, от комментариев также отказалась.
Управление делами Президента РФ, в подчинении которого находится КП «Кремлевский», на момент публикации этого материала не ответило на запрос ClassicalMusicNews.Ru.
Из публикации телеграм-канала Mash известно, что трагических последствий для певца инцидент не имел, хотя ему и пришлось обратиться в Боткинскую больницу за медицинской помощью. При этом негазированная вода той марки, которая фигурировала в происшествии с солистом оперы, в настоящее время не продается в буфетах Большого театра.
С учетом нынешних российских реалий можно было бы ожидать, что этот случай спровоцирует возбуждение уголовного дела или некую проверку КП «Кремлевский», касающуюся его работы в Большом театре. Однако спустя больше, чем месяц, никакой информации об этом не появилось.
В последнее время СМИ обращали внимание на несколько случаев отравления бутилированной питьевой водой в разных регионах России. Некоторые из этих случаев были признаны выдумкой, некоторые — нет. Информация о случае с Василием Соколовым быстро распространилась среди артистов и сотрудников Большого театра, однако это не столько вызвало панику, сколько привело к уже не первому массовому озвучиванию претензий в адрес деятельности КП «Кремлевский» в Большом театре.
В разговоре с корреспондентом ClassicalMusicNews.Ru артист балета Большого театра Юрий Островский сказал:
«Очень часто артисты балета, особенно молодые, проводят в театре целый день: утренний класс, постановочные репетиции, а вечером – спектакль. То есть многие питаются в театральном буфете или столовой три раза в день. С учетом цен, которые есть в театре, это может стоить две, а то и три тысячи ежедневно. Или 60-80 тысяч рублей в месяц. Получается, что артисты работают на буфет.
Но это только одна часть проблемы. Есть и другая: для артистов балета, да и для многих других артистов и работников театра, чья работа связана с физическими нагрузками, нужен определенный рацион. Во всяком случае, молодому артисту балета, который тратит в театре огромное количество энергии, нужны хорошие, правильные калории, углеводы, белки.
А когда ты приходишь в столовую и видишь, что 80% меню занимают жирные холестериновые котлеты, то, во-первых, пропадает аппетит, а во-вторых, понятно, что на здоровье такой рацион влияет не очень хорошо.
Я уже молчу про витамины, то есть какие-то фрукты… Там есть пара-тройка наименований, которые можно купить в стаканчике, но, если говорить всерьез, то этого, конечно, недостаточно, а кроме того непонятно, почему это так дорого стоит».
Редакция ClassicalMusicNews.Ru сравнила цены на некоторые фрукты в буфете Большого театра и в торговой сети «Перекресток». На момент публикации этого материала 150 грамм киви в буфете стоят 120 рублей, в «Перекрестке» этот фрукт можно приобрести по цене 300 рублей за килограмм – дешевле в 2,6 раза.
ОБНОВЛЕНИЕ. Через два дня после публикации этого материала КП «Кремлевский» объявил о снижении цен в столовых и буфетах Большого театра примерно на 45%.
150 грамм ананаса в буфете стоят 155 рублей, в «Перекрестке» предлагают килограмм ананасов за 350 рублей, дешевле в три раза.
Самой значительной оказалась почему-то наценка на грейпфрут: 150 грамм грейпфрута в буфете оцениваются в 150 рублей, а в «Перекрестке» можно найти тот же фрукт по цене 135 рублей за килограмм – наценка в 7,5 раз.

Артист оркестра Большого театра Алексей, попросивший не упоминать его фамилию, согласен с Юрием Островским:
«Ассортимент расширяется в сторону мясных и кондитерских изделий, что нехорошо. Не хватает салатов и вегетарианских блюд».
Председатель Первичной профсоюзной организации творческих работников Большого театра России при МГПСРК (один из четырех профсоюзов, действующих в Большом театре), солистка оперы Большого театра меццо-сопрано Александра Дурсенева отметила, что
«как только пришел Гергиев, как ни странно, появилось два-три салата по 25 или 35 рублей».
То же самое заметил и балетмейстер-репетитор, а в прошлом — солист балета Большого театра Ян Годовский:
«Да, есть салаты из огурцов, есть из помидоров – они, там, по 35, 37 рублей. Но потом их смешивают вместе, кладут сверху какую-то травку, и это уже стоит 125 рублей! Это что за ерунда?»

Г-н Годовский, как и другие артисты, которые согласились на разговор с ClassicalMusicNews.Ru, отмечают и сомнительные санитарные условия в столовых и буфетах, которые иногда обращают на себя внимание:
«То в одном буфете заметят таракана, то в другом. Все уже просто смеются над этим. Но, послушайте, ведь двадцать первый век на дворе, неужели нельзя с ними разобраться? Я понимаю, что они живут везде и везде периодически выползают. Но думаю, что, если вдруг в Кремле где-то появится таракан, с этим разберутся в течение тридцати секунд!
Причем я не говорю, что в этом виноваты буфетчицы или какие-то другие сотрудники. Это просто означает, что где-то что-то не в порядке в принципе.
Кстати сказать, буфетчицы у нас как раз замечательные! Они очень вежливые, внимательные, всегда подскажут, готовы идти навстречу, если ты просишь их о чем-то, что немного выходит за рамки меню – если тебе это необходимо. Люди работают как раз очень хорошие».
Ему вторит и Александра Дурсенева:
«Лучшее, что есть в наших буфетах – это буфетчицы!»
Уже упоминавшийся артист оркестра Алексей, которого тоже не устраивают цены в служебных буфетах, предполагает, что высокие цены связаны с избыточной стоимостью аренды, которую устанавливает Большой театр:
«Если зайти в их столовую на Тверской (кафе-столовая «Кремлевский», Тверская-Ямская 3с1 – прим. ред.), то разница в ценах <с буфетами Большого театра> практически не видна.
В истории с ценообразованием хотелось бы понять: театр стремится заработать на питании своих сотрудников, взимая высокую аренду с комбината, либо субсидирует питание своих людей, контролируя ценообразование и ассортимент?
Ввиду того, что мы тут (в Большом театре – прим. ред.) находимся в замкнутом пространстве без возможности выбора, хотелось бы оказаться во втором сценарии».
Александра Дурсенева тоже предполагает, что высокие цены в служебных буфетах могут быть связаны с завышенной ценой аренды помещений, которую для КП «Кремлевский» устанавливает театр:
«Года два назад мы, как профсоюз, спрашивали в буфете, откуда берутся такие цены. Они нам ответили, что театр берет с них какие-то огромные деньги, и они вынуждены отбивать эту аренду за наш счет».
Певица рассказала, что ряд артистов и работников Большого театра предпочитает питаться в столовой Российского академического молодежного театра (РАМТ), который располагается на Театральной площади, рядом с Новой сценой Большого театра:
«Многие ходят поесть в РАМТ. Оказывается, туда пускают по нашим пропускам, и цены в столовой там намного ниже».
В публикации газеты «Известия» от 7 декабря 2023 приводятся слова Андрея Лихарева, на тот момент занимавшего должность генерального директора ООО «Театральный буфет», по тендеру получившего право обслуживать буфеты РАМТ:
«Театр получает прибыль в виде аренды. В буфете наценка, как и везде, от 50% до 300%. Артистов мы тоже кормим, но дешевле, и у них отдельный буфет, не зрительский».
КП «Кремлевский» обслуживает как служебные, так и зрительские буфеты Большого театра. Цены в зрительских буфетах действительно могут поразить воображение.
Наиболее дешевый коньяк (который, впрочем, есть не во всех зрительских буфетах) — армянский семилетний Орран. Порция напитка обойдется зрителю в 500 рублей, бутылка – 5,000 рублей. В рознице этот напиток можно найти примерно за 1200 рублей за бутылку.
Все вина стоят 1,000 рублей за бокал или 5,000 за бутылку. Бокал самого дешевого игристого вина, брют Абрау-Дюрсо, обойдется в 700 рублей, бутылка в буфете стоит 3,500 рублей. Самое дорогое шампанское, Дом Периньон, можно приобрести только в бутылке по цене 100,000 рублей.
Безалкогольные напитки продаются по цене от 100 до 350 рублей за 0,33 литра.
Самая дешевая закуска, кулебяка с осетриной и рисом (50 грамм), стоит 200 рублей. Бутерброды предлагаются по цене от 300 до 600 рублей. Самая дорогая еда в буфете – «икра зернистая черная с волованами» (судя по меню — 28,6 грамм икры в четырех волованах) стоит 4,000 рублей.
Десерты предлагаются по цене от 300 (столько стоит один макарон) до 850 рублей за 70 грамм ягодного фружелина.
Рядом с некоторыми кассами в зрительских буфетах установлены объявления, сообщающие о том, что Большой театр
«не предоставляет услуги общественного питания на территории буфетов и не несет ответственность за качество и порядок оказания услуг».
Соответственно, видимо, и ограничить фантазию тех, кто устанавливает цены, никак не может.

Из всего этого можно сделать вывод, что экономика у подрядчиков в области театральных буфетов несколько сложнее, чем в обычном общепите. Цены в служебных буфетах, видимо, действительно могут быть установлены «дотационные». Даже с учетом высокой стоимости аренды торговых площадей.
Хотя один из источников ClassicalMusicNews.Ru утверждает, что ставка аренды площадей для КП «Кремлевский» в Большом театре на данный момент составляет 730 рублей в месяц за квадратный метр. При том, что средняя цена на аналогичные помещения в ЦАО Москвы устанавливается от 2,000 рублей в месяц за квадратный метр.
Если это так, то представители профсоюзов и артисты ошибаются в своих предположениях о причинах высоких цен в столовых и буфетах Большого театра. Тем более, что многие из них имеют возможность сравнить расценки служебных буфетов как в расположенных неподалеку других московских театрах, так и в Мариинском театре. В последние полтора года артисты Большого приезжают туда на гастроли регулярно.
Мария Крушевская, которая занимает место первой арфы в оркестре Большого театра, а до этого несколько лет проработала в Мариинском театра, считает, что
«конечно, в сравнении с Мариинским наш буфет — это позор. Цены в два раза выше, порции по ощущениям меньше. Вроде бы неплохо кормят, но кажется, что в Питере гораздо разнообразнее, качество еды хорошее, приятная атмосфера, обслуживание гораздо быстрее (это к вопросу о программе, в которой они работают (речь о программном обеспечении, установленном в кассовых комплексах – прим. ред.)).
Но, конечно, главная претензия к нашему буфету — дороговизна на не бог весть какой ассортимент в целом».
Справедливости ради следует отметить, что буфет Мариинского театра предпочитают многие, но не все артисты Большого, которых опросил ClassicalMusicNews.Ru. Например, кухню КП «Кремлевский» предпочитает гобоистка Софья Беляева, но и она согласна с тем, что цены в Большом театре слишком высоки:
«Лично я считаю, что наш буфет (столовая) лучше. Ассортимент несравнимо больше, блюда более изысканные (салаты, супы, вторые блюда, выпечка), а главное — всегда есть нормальная говядина! В Мариинке, сколько ни была в столовке, сплошная курица, из говядины максимум что-то печеночное.
Большие порции в Мариинке тоже миф, имхо. Ну, и в целом, видимо, дешевизна достигается за счет дешевых ингредиентов. Не могу сказать, что невкусно, готовят хорошо из того, что есть.
Пирожные в буфете Мариинки специфичные, многое второй раз не стала бы пробовать».
Редакция ClassicalMusicNews.Ru попросила артистов Большого театра сфотографировать меню с ценами, которые КП «Кремлевский» устанавливает на ассортимент столовых и буфетов.

Артисты Мариинского театра поделились фотографиями цен в своих буфетах:

Один из артистов Мариинского театра прислал фотографию своего обеда и чек за него:

Валторнист Максим Семенов предложил фотографию меню столовой МАМТ им. К. Станиславского и Немировича-Данченко с комментарием:
«В комплексе приличные порции, я наедаюсь очень даже».

Скрипач Дмитрий Новиков тоже имеет доступ в столовую МАМТ и прислал фото своего обеда, сопроводив его комментарием, что все блюда обошлись ему в 390 рублей:

В буфете МАМТа Дмитрий Новиков заказал салат с ветчиной и капустой, большую порцию овощного супа, курицу под сыром, запеченную с ананасом и печеное яблоко. Мы попробовали подсчитать, в какую сумму такой обед обошелся бы ему в столовой Большого театра. Не всегда возможно подобрать точные эквиваленты блюд, однако навскидку у нас получилось следующее:
- Салат – 145 рублей;
- Овощной суп – 130 рублей;
- Курица, запеченная с ананасами и сыром – 240 рублей;
- Гарнир – 85 рублей.
Итого: 600 рублей.
Напомним, что в МАМТ музыкант заплатил за аналогичный набор блюд 390 рублей, но в нашей калькуляции мы не учли печеное яблоко. Если бы мы это сделали, цена за обед составила бы как минимум 800 рублей, то есть в два раза дороже.
В дополнение г-н Новиков поделился фотографией меню столовой Московского театра оперетты:

Кроме всего прочего, артисты Большого театра часто сожалеют об отсутствии кофейных автоматов. В буфетах за кофе нужно отстаивать те же очереди, что и за более обширным заказом, поэтому в антрактах многие готовы пожертвовать качеством в пользу скорости.
Кирилл Филатов, концертмейстер группы вторых скрипок оркестра Большого театра и председатель СППО (Союз первичных профсоюзных организаций) вспомнил, что этот вопрос уже ставился перед бывшим генеральным директором Большого театра Владимиром Уриным.
Г-н Урин поначалу легко согласился с предложением, однако позже сообщил, что в заведении федерального подчинения на установку подобных устройств должен объявляться тендер, на каждый автомат необходимо оформлять аренду торговой площади – одним словом посчитал, что масштаб усилий не соответствует потенциальному результату.
Как видно из отзывов (не все из которых приведены в этом материале), в целом качество общепита в Большом театре сотрудников не устраивает.
На вопрос о том, почему, например, коллектив балета не поднимает этот вопрос перед руководством, Юрий Островский ответил:
«Наш балетный коллектив в принципе не очень активен. Хотя между собой это, конечно, часто обсуждается».
Тем не менее, в конце января 2025 года СППО Большого направил письмо администрации театра с просьбой рассмотреть многочисленные претензии в адрес работы КП «Кремлевский» (документ есть в распоряжении редакции ClassicalMusicNews.Ru). В письме, в частности, говорится:
«В профсоюзные организации театра за последнее время, чаще устно, поступили обращения работников театра на организацию питания в столовых и буфетах, которую обеспечивает комбинат питания «Кремлёвский». Артисты и работники театра особо обратили внимание на ежемесячный рост цен в столовых театра.
<…>
Также артисты Большого театра жалуются на качество приготовленной пищи, а в некоторых случаях даже наблюдалось пищевое отравление (зафиксировано в медкабинете театра)».
В письме СППО есть и упоминание об аналогиях с буфетами Мариинского театра:
«Артисты Большого театра, побывав на гастролях в Мариинском театре, были крайне удивлены ценам и качеству продукции в их столовой и буфете. Сравнили стоимость обеда в Большом театре 500 руб. и стоимость обеда в Мариинском театре 200, 250руб., а по качеству предлагаемой продукции значительно лучше в Мариинском театре».
Завершается письмо неприятным для КП «Кремлевский» предложением:
«В случае невозможности провести мероприятия по улучшению как ценовой политики, так и по качеству предоставляемой пищи в столовых и буфетах театра и ПСК комбинатом «Кремлёвский», предлагаем рассмотреть вопрос о его замене и проведении конкурса по выбору достойной организации по предоставлению артистам и работникам Большого театра качественного общественного питания».
Остается узнать, какой окажется реакция на это письмо.
Борис Лифановский, ClassicalMusicNews.Ru