15 июля 2024 года исполнится 120 лет со дня рождения выдающегося балетмейстера ХХ века Владимира Бурмейстера.
В рамках юбилея Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко подготовил специальную программу. 15 июля состоится открытие выставки «Главный балетмейстер» и лекция о жизни и творчестве хореографа. А 14 и 15 июля пройдут три показа балета «Эсмеральда» в постановке Бурмейстера.
Имя Владимира Бурмейстера — особенное в истории Музыкального театра. Под его руководством достаточно скромный по возможностям экспериментальный коллектив превратился в труппу мирового уровня.
Наследие Бурмейстера остается с нами и спустя полвека после его ухода, а поставленное им «Лебединое озеро» продолжает служить визитной карточкой театра во всем мире.
За свою жизнь Владимир Бурмейстер создал 19 оригинальных постановок, в каждой из которых придерживался главного принципа драмбалета: «балетный театр — это танцующий актер».
Открытие выставки «Главный балетмейстер» состоится 15 июля в 17:00. В фойе театра будут представлены оригинальные костюмы и видеофрагменты с премьеры «Лебединого озера» 1953 года и других постановок хореографа. Также в экспозицию выставки войдут фотографии и эскизы с 16 балетов Бурмейстера, в том числе, эскизы французской постановки «Лебединого озера» (1960) и лондонской постановки балета «Снегурочка» (1961). Выставка будет доступна до 30 ноября, увидеть экспозицию сможет каждый посетитель мероприятий Музыкального театра.
Также 15 июля в 18:15 в Музыкальной гостиной состоится специальная лекция о жизни и творчестве Владимира Бурмейстера. Ее проведет заведующий литературно-драматургической частью МАМТ Дмитрий Абаулин. Слушатели узнают о творческом пути Владимира Бурмейстера начиная с первых выступлений на сцене в составе труппы Московского художественного балета до вершин творчества хореографа — поставленных им балетов «Эсмеральда», «Лебединое озеро» и «Снегурочка», до сих пор входящих в репертуар театра. Вход на лекцию будет доступен по билетам на спектакль 15 июля.
Важной вехой в истории балетной труппы театра стала постановка «Эсмеральда» (1950) — пример удачного сочетания современного воплощения формы классического многоактного балета. Испытав влияние драмбалета с его требованием подробно выстраивать событийный ряд, Бурмейстер избежал крайности и сумел выработать свой стиль, основанный прежде всего на хореографической характеристике персонажей.
Балет «Эсмеральда» в постановке Бурмейстера идет на сцене МАМТ более 70 лет. Три показа балета пройдут 14 июля (12:00, 19:00) и 15 июля (19:00) и будут посвящены юбилею Владимира Бурмейстера. В эти дни главные партии исполнят ведущие танцовщики балетной труппы Музыкального театра: Эрика Микиртичева, Анастасия Лименько и Наталья Сомова — партию Эсмеральды, Денис Дмитриев, Артур Мкртчян и Иван Михалев — партию Феба.
Владимир Бурмейстер — народный артист СССР, хореограф, главный балетмейстер Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко в 1941-1960 и 1962-1971 годах. Владимир Бурмейстер родился 2 (15) июля 1904 года в Витебске. Окончил ГИТИС им. Луначарского. С 1930 года работал танцовщиком в труппе «Московский художественный балет» Викторины Кригер.
Бурмейстер был ярким характерным танцовщиком, мастером комедийного жанра. Его танец отличался точностью хореографических деталей, а образы, создаваемые им на сцене, становились зримыми и психологически достоверными.
В конце 1930-х труппа присоединилась к театру Немировича-Данченко, став впоследствии балетной труппой Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко.
Здесь в 1938 году Бурмейстер дебютировал в качестве хореографа. Его первыми заметными работами стали танцы в спектаклях «Прекрасная Елена» (1938) и «Перикола» (1940), а также совместная с Федором Лопуховым и Павлом Марковым работа над балетом «Ночь перед Рождеством» (1938).
В 1941 году Владимир Бурмейстер занял пост главного балетмейстера МАМТ. Владимир Павлович стал первым советским хореографом, получившим признание и предложения работы за рубежом. В 1960 году, после гастролей балетной труппы МАМТ во Франции, парижская Гранд Опера попросила перенести постановку «Лебединого озера» на их сцену.
После ошеломляющего успеха балет в постановке Владимира Бурмейстера шел на французской сцене 30 лет. Следом за Парижем лондонская труппа «Festival Ballet» (ныне Английский национальный балет) захотела тоже иметь в своем репертуаре балет Бурмейстера на музыку Чайковского. Так в 1961 году появилась «Снегурочка» на музыку Чайковского. Два года спустя балетмейстер перенес эту постановку на родную сцену МАМТ.
Пресс-служба МАМТ