Московская филармония представляет абонемент № 3 «Бах. Гендель», в концертах которого звучат оратория «Радостный, Задумчивый и Умеренный» Генделя и грандиозные пассионы Баха – «Страсти по Иоанну» и «Страсти по Матфею».
Цикл, посвященный крупнейшим шедеврам музыки барокко, открывают «Страсти по Иоанну»: 4 октября в Зале Чайковского сочинение прозвучит в исполнении вокального ансамбля Intrada и Государственного академического камерного оркестра России под управлением Екатерины Антоненко.
Эта версия Страстей Христовых менее известна, чем баховские «Страсти по Матфею», завершающие нынешний абонемент.
Тем не менее «Страсти по Иоанну» не уступают своему «старшему брату», появившемуся на четыре года позже, и занимают важное место в многовековой истории интерпретаций событий последних дней жизни и смерти Христа. Шуман считал их более смелыми, сильными и поэтичными, и многие современные исполнители с ним согласны.
«Страсти по Иоанну» созданы Бахом в первый год работы в Лейпциге в качестве кантора церкви Святого Фомы и впервые исполнены в Страстную пятницу 7 апреля 1724 года в церкви Св. Николая.
Партитура написана для солистов, хора и инструментального ансамбля, который помимо струнных и бассо континуо включает флейты, гобои, гобои да качча, а также лютню, виолу д’амур и виолу да гамба, что создает богатый тембровый колорит сочинения. Сам Иоганн Себастьян очень ценил «Страсти по Иоанну» и не раз возвращался к партитуре; окончательная версия сложилась незадолго до смерти композитора.
В Евангелии от Иоанна рассказ о последних днях жизни Христа звучит менее драматично, чем в других евангелиях, и Бах создает более личную историю – компактное сочинение, которое намного короче «Страстей по Матфею».
Однако богатство инструментальной палитры, красота и глубина этой музыки поразительны. Она требует выдающихся исполнителей, и на сцене Московской филармонии объединятся коллективы, хорошо известные ценителям искусства барокко высочайшим уровнем мастерства и блистательным знанием стилистики, а также певцы, завоевавшие признание в старинном репертуаре.
Екатерина Антоненко и ее ансамбль уделяют огромное внимание исполнению духовных сочинений разных эпох и стран – от раннего европейского ренессанса до русских авторов, старинных и современных.
С традицией исполнения баховской музыки Екатерина имела возможность познакомиться непосредственно в Лейпциге:
«Бах через свою музыку проповедует, и мне самой довелось это ощутить во время учебы в Лейпциге. Я часто слушала концерты в церкви Святого Фомы – там, где Бах работал. <…> Слушатель сидит внизу, орган играет сверху, и тенор исполняет речитатив прямо над слушателем. Тогда у меня было отчетливое понимание, что это и есть проповедь».
4 октября 2023. Концертный зал имени П. И. Чайковского, 19.00. Государственный академический камерный оркестр России, вокальный ансамбль Intrada. Дирижер – Екатерина Антоненко
Солисты: Лилия Гайсина (сопрано), Артём Крутько (контратенор), Михаил Нор (тенор), Игорь Морозов (тенор), Игорь Подоплелов (баритон), Богдан Петренко (бас-баритон).
Пресс-служба Московской филармонии