С 24 января по 11 февраля 2023 в Москве пройдет фестиваль «Возрождая забытые шедевры», посвященный избранным страницам творчества Георгия Катуара (1861-1926) – основательно позабытого пианиста и композитора эпохи «русского модерна».
На двух фестивальных площадках – в Рахманиновском зале Московской консерватории (24 января, 11 февраля) и в Большом зале Музея Скрябина (5 февраля) можно будет услышать не только его вокальные и фортепианные миниатюры, а также камерно-инструментальные опусы – квинтеты (ор.4, ор. 28), квартет (ор. 4), трио (ор. 14), но и двухрояльную версию Концерта для фортепиано с оркестром (ор. 21) и оригинальные аранжировки произведений Баха и Чайковского.
Среди исполнителей фестиваля – Заслуженный деятель искусств Рувим Островский, Государственный квартет им. Прокофьева, Лауреаты международных конкурсов Яна Иванилова, Екатерина Державина и многие другие.
Яна Иванилова: «У каждого есть божественный голос, которым поёт душа»
Даже поверхностный взгляд на программу фестиваля, проводимого по инициативе Московской консерватории, позволяет пунктиром обозначить путь Георгия Катуара. Будучи поколенческим ровесником двух московских консерваторских профессоров – Сергея Танеева и Антона Аренского, сам он стал профессорствовать в консерватории лишь с 1917 года, при том, что никакого диплома о музыкальном образовании не имел (зато оставил после себя два базовых учебника по теории музыкальных форм и гармонии).
Более того, на горизонт московской музыкальной жизни он вышел в качестве композитора и пианиста со звездами отнюдь не своего, а следующего поколения – такими как Рахманинов, Скрябин, Метнер. Их громкая слава затенила не только композиторскую биографию Катуара, но и его творческую самооценку. Человек деликатный и учтивый, Георгий Львович Катуар, по свидетельству современников, страдал приступами мнительности, порой доводившими его до анахоретства.
И все-таки жизнь Катуара сегодня видится образцом едва ли не самой здоровой самореализации идеалиста эпохи «Серебряного века». Наследник богатой купеческой династии обрусевших французов, он с шести лет занимался музыкой и сочинительством не вундеркиндства ради, а по причине веры его родителей в пользу «творческого воспитания». По той же причине, кроме родных его семейству языков – русского и французского, овладеет еще несколькими – немецким, английским, древнегреческим и латынью, – к этому располагало обучение в первой частной в Москве гимназии Креймана.
Следом за гимназией – математический факультет Московского университета, вникание в дела наследования. Далее – крепкая семья с четырьмя собственными детьми, одна ветвь которых вырастет в музыкантскую династию: внук Павел Валерьянович Месснер тоже станет профессором московской консерватории, а праправнучка Анна Алекссева-Месснер – в числе исполнителей на этом фестивале.
Как судьба любого, кто мыслит не разделением, а связью эпох и людей, и кому не отказано в «слухе на человечность», судьба Георгия Катуара оказалась вдохновлена встречами со многими прекрасными современниками. В 1885 году в талантливом дилетанте огромный авторский ресурс угадал Чайковский (о чем тут же сообщил в письме к фон Мекк), давший 24-летнему Катуару ряд бесценных рекомендаций и советов. Совет Чайковского «заниматься музыкой профессионально» Катуар реализовал недолговременными, но эффективными занятиями в Берлине, затем в Петербурге (с Лядовым) и в Москве (с Аренским).
Дивные результаты экстерн-образования порой оборачивались курьезами. Так присланный в 1904 году на конкурс в Петербург соль-минорный струнный квинтет Катуара был признан членом жюри Глазуновым сочинением руки Танеева. А, собственно, в танеевском кругу, Катуара считали «единственным футуристом» за его пристрастие к музыке Вагнера, которую в Москве недолюбливали или мало знали, тогда как Катуар успел побывать на вагнеровском фестивале в Байрейте.
В профессиональном кругу Катуара ценили Метнер, Рахманинов, Мясковский. Его музыку исполняли Гольденвейзер, Ойстрах и Ростропович.
Главный зарубежный пропагандист музыки Катуара – пианист Марк-Андре Амлен, записавший в 1998-99 годах диск катуаровских сочинений, родился ровно через 100 лет после русского композитора-модерниста – в 1961 году. Тот случай, когда уместно сказать: «Большое видится на расстояньи».
Марк-Андре Амлен: “Период разрушения тональности — самый притягательный в истории музыки”
В Нидерландах по инициативе скрипача Б. Цуккермана «Амстердамское общество камерной музыки» (возглавляемыое скрипачом К. Бором) исполнило и записало все камерные сочинения Катуара. Два года назад музыканты из Голландии были званы в Москву на именной «катуаровский» концерт в Музей Скрябина, но помешала пандемия.
Нынешний фестиваль – первая системная попытка вернуть наследие забытого композитора, по мнению его современников, «пионера русского модернизма», московской аудитории.
Пресс-служба МГК