
29 марта 2025 года оркестр, хор и солисты Нижегородского театра оперы и балета вновь выступают в Зале Чайковского.
В минувшем сезоне музыканты представили в Нижнем Новгороде премьеру сценической постановки оратории «Триумф Времени и Разочарования» Генделя.
В премьерном составе участвовали ведущие солисты театра Диляра Идрисова, Яна Дьякова, Андрей Немзер, Сергей Годин, с их участием пройдет и нынешнее исполнение оратории. За пультом оркестра La voce strumentale – Дмитрий Синьковский, главный дирижер театра.
Оратория «Триумф Времени и Разочарования» Георга Фридриха Генделя – первое произведение подобного жанра в творчестве композитора. Инициатором создания этой оратории и автором либретто стал один из римских покровителей Генделя – кардинал Бенедетто Памфили.
В сюжете оратории действуют четыре аллегорических персонажа – Красота, Наслаждение, Время, Разочарование. Беззаботная Красота любуется на свое отражение в зеркале и предвкушает удовольствия, которые ей сулит сладкоголосое, но лживое Наслаждение. Однако беспощадные Время и Разочарование убеждают Красоту, что все мирские прелести рано или поздно превращаются в тлен.
В финале Красота встает на путь покаяния и выбирает небесную благодать взамен земных утех.
«Общепринятый русский перевод названия задает не совсем верный тон,
– рассказывает искусствовед Сергей Ходнев.
– Да, “разочарование” – это точная калька с итальянского слова disinganno, но сейчас в слове “разочарование” мы слышим прежде всего оттенок недовольства. Однако кардинал Бенедетто Памфили не имел в виду ничего подобного. Его Disinganno – не столько разочарование, сколько отвержение иллюзий, трезвое и рассудительное понимание правдивой сути вещей.
Эрудит и человек несомненного таланта, Памфили насытил текст оратории таким количеством подтекстов, какое мы едва ли обнаружим в среднем оперном либретто того же времени. Это и аллюзии на большую литературную традицию: так, предполагают, что Памфили имел в виду “Триумфы” Франческо Петрарки. И отсылки к ходовому ренессансному лексикону эмблем и аллегорий – например, образ старца-Времени, открывающего истину, зеркало как атрибут Красоты и зеркало же как орудие беспощадной правды…
И все же нужен был гений Генделя, чтобы все эти отвлеченные богословско-поэтические условности обрели плоть и кровь, чтобы эмблемы, образы и ситуации “Триумфа” стали живой и внятной художественной реальностью, которая притягивает нас и сегодня.
Музыка оратории не просто эффектна: она невероятно зрелая, многогранная, богатая, свежая и гибкая стилистически. Уже на ее примере мы видим непревзойденное генделевское сочетание мастерского вокального письма и тончайшего внимания к эмоциональному рельефу поэтического текста – недаром “Триумф” стал для композитора заветным “ларчиком с драгоценностями”.
Мелодические идеи и целые арии оттуда он использовал во множестве своих дальнейших произведений, от итальянской же “Агриппины” до вещей позднего периода».
В Московской филармонии оратория будет исполняться всего во второй раз: в 2021 году ее представили знаменитый ансамбль Les Accents под руководством Тибо Ноалли, а в партии Наслаждения блистала звезда мировой оперной сцены Юлия Лежнева (ее партнерами по сцене выступили сопрано Ана Мария Лабин, контратенор Карло Вистоли и тенор Эмильяно Гонсалес Торо).
В нынешнем концерте примут участие российские мастера исполнения барочной музыки: оркестр La voce strumentale Нижегородского театра оперы и балета под управлением Дмитрия Синьковского и солисты Диляра Идрисова (сопрано), Яна Дьякова (меццо-сопрано), Андрей Немзер (контратенор) и Сергей Годин (тенор).
Пресс-служба Московской филармонии