28 октября 2024 в Рахманиновском зале Московской консерватории — концерт фестиваля «Музыкальное обозрение – Opus 35». Ансамбль солистов Московской консерватории «Студия новой музыки» представляет уникальную концертную программу «Opus 35. 1989….35……2024».
Прозвучат сочинения Софии Губайдулиной, Александра Вустина, Фараджа Караева, Владимира Тарнопольского, Алексея Сюмака, Александра Хубеева, Евгении Бриль, Алины Подзоровой.
Программу представляют Фёдор Софронов и Андрей Устинов.
Андрей Устинов — о концерте ансамбля Студия новой музыки «Opus 35»
Этот концерт не мог не состояться.
Мы давно шли навстречу друг другу. Но в основном — в одном направлении.
Мы делали общее дело все годы нашего существования: «Студия новой музыки» — 31 год, с 1993-го, «Музыкальное обозрение» — 35 лет, с 1989-го.
Появлением своим и Студия, и «МО» обязаны одному явлению под названием Перестройка. Мы с благодарностью храним поздравление Михаила Горбачева с 10-летием «МО».
Мы все дети Перестройки. И внуки Оттепели.
Многие музыканты, солисты Ансамбля, выступали в проектах «МО», в абонементе «Персона – композитор», который мы начали 15 лет назад, в 2009 году, в Московской филармонии. И сегодня в программе 6 из 8 композиторов — участники абонемента «Персона – композитор»: София Губайдулина, Александр Вустин, Фарадж Караев, Владимир Тарнопольский, Алексей Сюмак, Александр Хубеев.
Не в 35-летии «МО» — главный смысл концерта, а именно в проекте «Персона – композитор». Ну а «35» можно рассматривать как две цифры ряда Фибоначчи, такого значимого в творчестве Софии Губайдулиной и Евгении Бриль. А 8 — следующая цифра ряда Фибоначчи, количество композиторов и произведений концерта Opus 35.
Получилась замечательная программа. Все сошлось и сложилось на встречных курсах и предложениях с обеих сторон. Смыслы очевидны и слышны. Они обращены к слушателю и говорят с ним. Даже мировая премьера — черта «Персоны – композитор».
Наш концерт — жест! Сотворчество, взаимодействие. Что всегда важно «Музыкальному обозрению» как информационному и концертному проекту, представляющему образ музыкальной России рубежа веков.
Одиннадцать лет в ХХ веке и двадцать четыре — в XXI. Наш предшественник, «Русская музыкальная газета» Николая Финдейзена, существовала 25 лет. Ее первый номер вышел 130 лет назад. Мы преодолели этот рубеж. Но будущее так туманно… «О знал б я, что так бывает…»
Но пока нам есть что говорить, что играть, и есть кому — кто ждет, ищет нас и готов идти вместе.
В программе — сочинения наших ровесников. Евгения Бриль и Алина Подзорова родились в 1989, в год выхода первого номера газеты. Фарадж Караев и Владимир Тарнопольский были «Персонами» дважды.
Владимир Тарнопольский: “Пружина культурных противоречий сегодня у нас напряжена до предела”
Нашей дружбе с Фараджем Караевым более 30 лет: мы познакомились в 1991 году в Баку на Фестивале современной музыки. Владимир всегда истово поддерживал «МО».
Фарадж Караев: «Молодых композиторов развращает участие в конкурсах»
Александр Хубеев пришел к нам в проект «Персона – композитор» из ЦЭАМ, с которым у нас также много совместных проектов. Кроме того, он стал одним из четырех авторов коллективного сочинения к 30-летию «МО» “Liberta/MO/30/2019”.
Алексей Сюмак был участником коллективного сочинения «Посвящение». К 100-летию Д.Д. Шостаковича (2006) среди семи молодых композиторов. И был приглашен в проект “Liberta”, но не продержался до премьеры. Его «Навязчивое видение» написано в 35 лет.
Алексей Сюмак: “Путь художника – обрекать себя на одиночество”
София Губайдулина для нас — фигура вселенского масштаба, и все годы в афишах наших концертов есть ее музыка.
В 2014 она поздравила «МО». 30 октября, я открою наш новый проект в Московской филармонии — по сути, продолжение «Персоны – композитор»: абонемент Софии Губайдулиной “In Croce”.
Александр Вустин… Мы готовили его вечер в филармонии вместе… Он предложил программу концерта. Но вечер 12 октября 2020 года прошел в память о нем. Вустина вспоминали его друзья: Фарадж Караев, Владимир Тарнопольский, Ольга Седакова…
Александр Вустин: “Мы знаем, как опасно человеческое любопытство”
За 15 лет в абонементе «Персона– композитор» участвовало 40 композиторов. Из их сочинений (если по одному) можно было составить 5-6 программ, но каждая программа, ее концепция формируется из смыслов, возможностей, концертных законов, ограничений, встречных предложений, внешних условий. С учетом всего этого и сложилась эта уникальная программа.
Андрей Устинов, “Музыкальное обозрение“