Фестиваль Context анонсировал флагманский проект 2024 года «Белая комната». Живой классик, философ и уже культовый композитор-современник Владимир Мартынов пишет музыкальное произведение специально для премьеры.
За хореографию в спектакле отвечают Павел Глухов и танцовщики труппы фестиваля. Сценическое пространство зала «Зарядье» будет представлено в виде тотальной инсталляции.
Премьера состоится 5 и 6 ноября в концертном зале «Зарядье».
- Композитор: Владимир Мартынов;
- Хореограф: Павел Глухов.
Исполнители:
- орган — Софья Иглицкая;
- ударные — Евсей Зубков;
- хореография — труппа Context: Арина Ахметова, Ангелина Боярко, Алина Костарева, Рената Назметдинова, Александр Носов, Любовь Савчук, Дамир Смаилов, Арсений Смирнов, Ангелина Фёдорова, Игорь Фирсов, Ринат Ханджян, Олег Эпов.
«Белая комната» — новый проект фестиваля Context. Diana Vishneva, в котором музыка, танец и пространство на равных вступают в единую концептуальную игру.
Владимир Мартынов пишет музыкальное произведение для ударных и органа, спроектированного для зала «Зарядье» с учетом его архитектурных и акустических особенностей. В инструменте установлено 5872 трубы различного состава, формы и длины: металлические и деревянные, открытые и закрытые, полые и с язычком, имитирующие звучание инструментов оркестра. В диспозицию входят 85 регистров.
Произведение Мартынова исполнят органистка Софья Иглицкая и перкуссионист Евсей Зубков. Заполняя всё пространство, музыка создаст условие для сонастройки зрителей, артистов и музыкантов в единый организм-ансамбль.
«Звук органа и звук ударных инструментов — звук, рождаемый потоком воздуха и звук рождаемый соударением твёрдых тел — звук неба и звук земли — звук инь и звук ян — эти звуки, вступая во взаимодействие, образуют всё видимое многообразие мира, пройдя сквозь которое и преодолев которое, человек может обрести в себе изначальный, нерождённый звук Дао. Этот звук, может быть, таинственно возникнет в глубине сознания после того, как смолкнут физически слышимые звуки органа и ударных инструментов, и когда станут понятны слова Дао-дэ-цзина: “В сокровенном есть еще сокровенное — вот откуда исходит всё чудесное”»,
Танец орнаментом из человеческих тел наполнит сцену символами, приближенными к искусству каллиграфии. Хореографическое повествование без нарратива способно породить множество ассоциаций, индивидуальных для каждого зрителя. Хореографию Павла Глухова исполнят танцовщики труппы Context.
Концертный зал «Зарядье» станет эмоциональным и смысловым полем спектакля. Сценическое пространство будет представлено в виде тотальной инсталляции, максимально уходящей от застывшей, строгой формы — плавные линии и вздернутые углы подобны зависшей в воздухе материи. Это радикальное изменение сценического условия для артистов и устоявшегося представления о сцене, как о фундаментальном, статичном и неподвижном объекте. Инсталляция усилит невесомость всей композиции и вкупе со светом и хореографией спектакля создаст эффект левитации.
«Белая комната» — это ситуация, в которой можно остаться наедине с собой, всё лишнее здесь исчезает.
Context. Diana Vishneva — фестиваль и платформа развития современной хореографии. Открывая новые имена, создавая междисциплинарные проекты, Context с 2013 года продвигает современный танец, делает его актуальным и нужным. Важным направлением работы Context сегодня является производство собственных проектов, а также копродукции с культурными институциями и художниками. С 2023 Context выбирает тему сезона, чтобы на протяжении года исследовать контексты взаимодействия хореографии с другими видами искусства. Основательница и художественный руководитель проекта — прима-балерина Диана Вишнёва. Труппа Context, созданная в 2022 году, объединяет поколение танцовщиков новой формации, обладающих высокой исполнительской техникой и широким эмоциональным диапазоном.
Генеральный партнёр Context. Diana Vishneva — ПАО «Газпром».
Владимир Мартынов — композитор, автор музыки к советским и российским фильмам, театральным постановкам, балету и богослужениям. Его творческая биография состоит из контрастов: древнерусская церковная музыка и произведения для синтезаторов, арт-рок и электроника, десятки произведений и отрицание культа авторства. В 1977 году создал рок-группу «Форпост».
Изучал музыку Средневековья и Возрождения, занимался изучением древнерусского богослужебного пения и реставрацией памятников пения. Среди наиболее известных произведений Мартынова: «Литания Девы Марии» для трех голосов и струнного ансамбля, «The Beatitudes», «Сингапур. О чужих краях и людях. Геополитическая утопия», симфония для оркестра и смешанного хора, «Стена-сообщение» для фортепиано, «Дети выдры» на сверхповести Велимира Хлебникова.
Автор музыки к мультфильмам «Серебряное копытце», «Шкатулка с секретом», «Премудрый пескарь» и др. Мартынов написал саундтреки к фильмам Паоло Соррентино, Александра Прошкина, Сергея Герасимова, Николая Досталя, Вадима Абдрашитова, Павла Лунгина, а также к театральным постановкам Юрия Любимова.
Композитор также является теоретиком и философом — автором трактата «Конец эпохи композиторов», книг «История богослужебного пения», «Культура, иконосфера и богослужебное пение Московской Руси», «Зона opus posth, или Рождение новой реальности». С 2002 года проводит собственный музыкальный фестиваль в московском культурном центре «Дом».
Павел Глухов — хореограф, с 2022 года куратор проектов фестиваля Context. Diana Vishneva. Обладатель премии «Душа танца», лауреат Национальной театральной премии «Золотая Маска» и других всероссийских и международных конкурсов хореографов и артистов балета, неоднократный участник фестивалей современного танца Open Look и «На грани».
Сотрудничал с Воронежским театром оперы и балета, Академией балета Бориса Эйфмана, Челябинским театром современного танца Ольги Пона, Музыкальным театром Республики Карелия, театром «Провинциальные танцы». Автор спектаклей «Зеркало», «Плот Медузы» и «Арррр» для танцевальной труппы Воронежского камерного театра, хореограф-постановщик спектакля «Свадебка» на музыку И.Ф. Стравинского и Н. Попова в театре «Новая Опера»; одноактного балета «Последний сеанс» в МАМТ, хореографической работы «На дне» в рамках проекта «Горький. Балет» в Нижегородском театре оперы и балета и др. Хореограф и автор идеи сценографии спектакля «Дуо», поставленного на прим-балерин Диану Вишнёву и Дарью Павленко в рамках Context. Diana Vishneva 2023.
Пресс-служба Context. Diana Vishneva