
Филипп Чижевский и ансамбль Questa Musica продолжают барочный абонемент в Зале Чайковского: 1 ноября 2022 года прозвучит одна из самых известных опер эпохи барокко – «Дидона и Эней» Генри Пёрселла.
В главных партиях – солисты ведущих российских театров: Дарья Телятникова, Сергей Годин, Лилия Гайсина, Юлия Никанорова и другие.
Трагическая история карфагенской царицы Дидоны, покончившей с собой из-за разлуки с троянским героем Энеем, – один из самых популярных оперных сюжетов: чего стоит «Покинутая Дидона» – знаменитое либретто Пьетро Метастазио, на которое композиторы XVIII века написали почти шестьдесят (!) опер.
Но среди десятков вариаций сюжета – от Алессандро Скарлатти до Гектора Берлиоза – особое место занимает опера Генри Пёрселла, написанная, по-видимому, для лондонской школы Джозайаса Приста. Временем ее создания считались 1688–1689 годы, но недавно выяснилось, что она могла появиться и раньше – в начале или в середине 1680-х.
Психологическая достоверность характеров, простота и пластичность мелодики сделали оперу Пёрселла одним из главных оперных шедевров всех времен, а предсмертная ария Дидоны – “When I am laid in earth” – входит в репертуар большинства меццо-сопрано.
В репертуаре Филиппа Чижевского и ансамбля Questa Musica опера Пёрселла занимает важное место: музыканты неоднократно исполняли её в разных городах России, а в 2012 году в Перми под руководством Чижевского состоялась премьера оперы Майкла Наймана «Пролог к Дидоне и Энею Генри Пёрселла».
Партитура «Дидоны и Энея» ставит перед музыкантами множество вопросов: например, стоит ли реконструировать утраченный пролог и как исполнять музыку танцев, которую во времена Пёрселла просто импровизировали на гитаре.
«С нотным материалом, если речь идет о Пёрселле, всегда проблемы. Каждый исполняет эту музыку на свой лад, и прочтения, приближенного к тому, что написал Пёрселл, пожалуй, не существует. Мне хочется сделать “Дидону” максимально спокойно, стройно, придерживаясь скромной авторской оркестровки. Хотя перкуссия, может быть, где-то будет отсылать к паттернам популярной музыки XX века»,
— говорит маэстро.
Ансамбль Questa Musica был основан в 2008 году Филиппом Чижевским и Марией Грилихес. За это время коллектив завоевал репутацию одного из самых ярких, успешных и авторитетных исполнителей музыки барокко в нашей стране, а в 2019 году Филипп Чижевский был удостоен премии «Золотая маска» в номинации «Лучший дирижер» за постановку оратории Генделя «Триумф Времени и Бесчувствия» в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко.
Каждый концерт ансамбля Questa Musica – уникальный, штучный проект с тщательно выверенной художественной концепцией и безупречной выделкой всех деталей. Коллектив хорошо известен российским поклонникам старинной музыки; музыканты придерживаются принципов исторически информированного европейского стиля, при этом дирижер Филипп Чижевский в своих интерпретациях предлагает нечто большее, чем просто следование сложившимся правилам исполнения барокко.
Пресс-служба Московской филармонии

Кстати: