3 июля 1895 года родился великий российский бас Марк Осипович Рейзен.
Марк Осипович родился 3 июля (21 июня) 1895 г. в еврейской семье в селе Зайцево Бахмутовского уезда Екатеринославской губернии (в настоящее время в составе Горловки Донецкой области). Его отец Осип Матвеевич занимался погрузкой угля на близлежащей станции Никитовка, расположенной на пути к Кавказу. В семье было пятеро детей, четверо братьев и сестра.
В доме музыку любили все. Рояля не было, но были мандолина, балалайка, гитара и гармонь. На этих инструментах играли все дети. Очень весело бывало по вечерам, когда играл этот самодеятельный ансамбль.
В Первую мировую войну Марк Рейзен был зачислен в Финляндский стрелковый полк. Был дважды награжден и дважды ранен. Получил Георгиевские кресты III и IV степеней. О наградах Марк Осипович говорить не любил, держал их в шкафу и редко демонстрировал.
На войне Марк Рейзен сдружился с корнетом Емельяновым, вместе с которым они задумали собрать оркестр народных инструментов. Командир полка поддержал эту идею. Народные и солдатские песни в их исполнении пользовались большим успехом в перерывах между боями.
Но в 1917 г. начались активные боевые действия в Галиции. После первого же боя Марк Рейзен был тяжело ранен, направлен в госпиталь. В июне 1917 г. его демобилизовали и он уехал в Харьков. Ему было 22 года.
Марк принял решение стать инженером, поступил в Харьковский технологический институт, не помышляя о карьере певца. Но по настоянию друзей все же попробовал свои силы и в 1917 г. поступил в Харьковскую консерваторию, где год учился у преподававшего там в это время итальянского певца и вокального педагога Федерико Бугамелли, который через год уехал на родину.
Этот год учёбы много дал молодому певцу. Его голос приобрёл тембр, мягкость и другие качества, которые Марк Рейзен сохранил до старости.
Ф. Бугамелли звал любимого ученика в Италию, обещал сделать звездой мировых сцен. Но Марк Рейзен остался в Харькове. Летом 1918 г. после окончания первого курса консерватории и Технологического института, занятия были прерваны на год из-за Гражданской войны..
В 1919 г. Марк с женой смогли получить жилье на окраине Харькова. Из-за бытовых неурядиц и тяжёлых болезней учёбу в консерватории пришлось на время оставить.
Случай свёл Марка Рейзена с известным харьковским певцом Александром Яковлевичем Альтшулером и пианисткой Екатериной Васильевной Алчевской, родственницей выдающегося певца Ивана Алексеевича Алчевского. Благодаря их помощи молодой певец смог продолжить совершенствовать свой голос.
Е. В. Алчевская аккомпанировала М. О. Рейзену на занятиях и на концертах, иногда переписывала для него ноты и помогала молодой семье решать бытовые проблемы.
В этот период он много выступал на концертах с участием любителей и профессиональных певцов, пел в небольших местных театрах. Кроме песен и романсов он начал исполнять оперные арии и целые оперные сцены.
В 1921 году после войны вновь открылся Харьковский оперный театр, где был поставлен «Борис Годунов» М. П. Мусоргского. В этом спектакле Марк Рейзен впервые дебютировал, исполнив партию Пимена. Ему было тогда лишь 26 лет.
Монолог Пимена «Еще одно последнее сказанье» из 1 д. 1 картины оперы «Борис Годунов» (М.П.Мусоргский). Запись 1930-50-х гг.:
В Харьковском театре он работал с 1921 по 1925 гг. В начале 1925 г. он принял приглашение и перешёл в Мариинский театр в Ленинграде.
В 1929 году певец гастролировал в Германии, Франции, Великобритании, Испании, Монте-Карло, записал в Лондоне на пластинку арию из оперы «Сальватор Роза» Антоньо Карлуша Гомеша. В начале тридцатых годов он вновь поехал на гастроли, побывал в Венгрии, Румынии и других странах.
Выступления Марка Рейзена имели большой успех. Критика назвала певца достойным продолжателем лучших традиций русской вокальной школы и творчества Ф. И. Шаляпина.
Певец обладал уникальным, мощным, с мягким красивым тембром голосом и безупречной дикцией. Естественно, в Москве не могли не заметить исполнителя такого уровня, и его пригласили на гастроли в Большой театр, где он спел главную партию в качестве приглашенного певца в опере «Князь Игорь» А. П. Бородина.
Присутствовавшему в правительственной ложе И. В. Сталину выступление певца очень понравилось. Он предложил Марку Рейзену остаться в главном театре страны.
Как известно, спорить с «вождем народов», при имени которого вздрагивало пол-мира, было делом рискованным. И хотя в Ленинграде у Марка Осиповича и его семьи была налаженная жизнь, пришлось сняться с места и срочно переехать в Москву.
Так Марк Рейзен стал солистом Большого театра (1930-1954). Отныне вся его жизнь навсегда связана со сценой Большого. Здесь он получил три Сталинские премии (1941, 1949, 1951 гг.), три ордена Ленина (1937, 1951, 1976 гг.), орден Трудового Красного Знамени (1955 г.), орден Дружбы народов (1985 г.), звание народного артиста СССР (1937 г.).
Природа оказалась щедрой к Марку Осиповичу. Она дала ему роскошный, бархатный, завораживающий, голос, огромный рост, статную фигуру, величавую осанку, красивое, выразительное лицо. В Большом театре за 25 лет работы Марк Осипович исполнил все ведущие басовые партии в 13 операх. Это были: и коварный, насмешливый красавец Мефистофель, хитрый, поющий похвалу клевете Базилио, драматический образ человек из народа Иван Сусанин, благородный Гремин, мечущийся и страдающий Борис Годунов…
Но самый яркий образ, созданный певцом – это Досифей из оперы М. П. Мусоргского «Хованщина». По силе художественного воздействия на публику это, вероятно, была самая мощная роль Марка Рейзена. В ней раскрылись все особенности его дарования. Огромная мощь голоса, статная фигура, облаченная в черную рясу, медленная, уверенная поступь, властный жест производили огромное впечатление.
Сцена Досифея и раскольников из 5 д. оперы «Хованщина» (М.П.Мусоргский). Запись 1950 г.:
Яркие воспоминания оставила роль Фарлафа в опере «Руслан и Людмила» М.И.Глинки. Премьера этой оперы состоялась в Большом театре в 1948 г., и замечательный певец вновь поразил зрителей своим вокальным и актерским мастерством.
Рондо Фарлафа «Близок уж час торжества моего» из 2 д. 2 картины оперы «Руслан и Людмила» (М.И.Глинка). Запись 1948 г.:
Верхние ноты в его исполнении звучали завораживающе мягко, близко по звучанию к виолончели. Грим и костюм к каждой партии певец подбирал сам на основе исторических источников.
Он был блестящим актером, и в результате перед восхищенными зрителями появлялся на сцене образ, в котором сливались в единое целое жесты, музыка и голос.
«Вынашивание создаваемого образа”,
– говорил Марк Рейзен,
«процесс очень длительный. Оно не заканчивается и тогда, когда спета премьера оперы. С каждым новым спектаклем находишь какие-то новые черточки и детали, которые углубляют создаваемый образ, делают его более многогранным, а, следовательно, и более художественным.
Настоящая проверка образа – это только сцена, где окончательно формируется и совершенствуется роль».
Репертуар Марка Рейзена не ограничивался театральными спектаклями. Он выступал на радио, записывал пластинки, выступал в камерных концертах. Репертуар у него был обширнейший, включающий около ста пятидесяти русских и зарубежных романсов.
«Когда, душа, просилась ты», элегия (М.Л.Яковлев, перелож. М.И.Глинки, сл. А.А.Дельвига). Запись 1939 г.:
С огромным удовольствием Марк Рейзен исполнял русские народные песни.
«Прощай, радость», рус. нар. песня. Запись 1936 г.:
В годы Великой Отечественной войны Марк Рейзен выступал перед солдатами на фронте, пел для советских солдат в странах Восточной Европы в 1945-1946 гг.
Когда великий певец почувствовал, что его голос «гаснет», он ушел из театра. С 1954 г. он преподавал в Музыкальном педагогическом институте имени Гнесиных, а с 1965 по 1970 гг. служил заведующим кафедрой сольного пения Московской консерватории. Потом певец ушел на покой.
Неожиданно его голос вновь обрел прежнюю красоту и силу. В 85 лет он записал двойную пластинку с романсами и песнями С. В. Рахманинова, М. П. Мусоргского, Р. Шумана, Ф. Шуберта.
«К музыке», романс (Ф.Шуберт, сл. Ф.Шобера, перев. М.Р.). Запись 1980 г.:
В 1985 г. в честь 90-летнего юбилея М. О. Рейзена в Большом театре запланировали исполнить «Евгения Онегина» П. И.Чайковского. Марка Осиповича спросили, сможет ли он высидеть в ложе всю оперу. На что тот ответил, что хочет спеть Гремина.
Так в 90 лет, за 7 лет до смерти, Марк Осипович Рейзен вновь оказался на сцене Большого театра. Исполнение этой арии вошло в Книгу рекордов Гиннеса.
Умер Марк Осипович Рейзен 25 ноября 1992 г., не дожив трёх лет до своего столетия. Похоронен в Москве на Введенском кладбище.
Российский государственный архив фонодокументов