Завершился XIII Международный конкурс артистов балета и хореографов, который уже на протяжении 48 лет раз в четыре года проходит на сцене Большого театра.
История конкурса грандиозна: в первом участвовал сам Михаил Барышников и взял золото. Имена, связанные с этой балетной Олимпиадой, легендарны: Ирек Мухамедов, Малика Сабирова, Нина Сорокина, Юрий Владимиров, Надежда Павлова, Галина Мезенцева, Нина Ананиашвили, Андрис Лиепа, Владимир Малахов и многие другие звезды балета.
В этом году в историю конкурса вписаны новые имена. Решение жюри, как обычно, вызвало разные эмоции: недоумение, разочарование или полное согласие с итогами.
На мой взгляд, все достаточно предсказуемо в младшей группе и достаточно субъективно в старшей.
Золото в младшей группе в категории соло взяла Элизабет Байер из Америки. Она, бесспорно, стала любимицей публики, и она – одна из самых перспективный балерин этого конкурса. Мне Элизабет напомнила очень милого Бэмби: она уже не по-детски справляется с техникой, но еще не может в полной степени разнообразить свой танец в эмоциональном плане. Ей всего пятнадцать, и, думаю, у нее все впереди!
Вторая участница этой категории, которая также достойна золота, – Ли Субин. По итогам голосования ей дали серебро, хотя она – самая поэтичная балерина конкурса. Многогранность ее репертуара просто поразила. В то время как многие стараются выбрать вариации под стать своим возможностям, – например, золотая лауреатка старшей группы Эвелина Годунова, – Ли Субин демонстрирует своим репертуаром, что ее возможности безграничны. Белый лебедь, Лиза, Жизель, Никия, Кармен – вот то, что Ли Субин танцевала в младшей группе. Впечатляет, не правда ли?
У юношей этой категории все распределено ожидаемо и справедливо: золото – Марк Чино, серебро – Игорь Пугачев (прим. автора: оба выпускники МГАХ 2017 года), бронзу отдали латвийцу Цирулису Карлису.
В дуэтах младшей группы была борьба. Три ярких пары конкурса танцевали с осознанием того, что у них нет права на ошибку: Денис Захаров и Елизавета Кокорева (МГАХ), Сон Ми Пак с партнером из старшей группы (Корейский национальный университет) и Екатерина Клявлина (Московское училище при МГАТТ «Гжель»).
Катя Клявлина, получившая бронзу, – это, конечно, тоже открытие конкурса. Ее академизм и чистота вызывают огромное желание сказать спасибо педагогу за эту культуру исполнения. Вот кому нужно было вручать премию за сохранение традиций классического танца.
Денис Захаров и Елизавета Кокорева – обаятельные, способные и техничные. Оба достойны золота абсолютно справедливо. У Дениса это уже пятая победа на конкурсе за этот сезон. Несмотря на его уникальные способности, нужно отметить, опять же, работу педагога, который очень грамотно его направляет, что позволяет Денису уже на втором курсе танцевать по-взрослому и очень благородно.
Старшая группа как-то с самого начала не зажгла, в целом и результаты такие же тусклые.
У женщин в категории соло золото выиграла прыгучая Эвелина Годунова – солистка, которая хорошо будет исполнять вставные вариации в театре. Ее диапазон распознать сложно, все ее вариации были построены на прыжках и разрывании ног в шпагат.
У мужчин лучшим выбран Бахтияр Адамжан из Казахстана. Без вопросов, как говорится 🙂
В дуэтах золото завоевал Окава Коя. На третьем туре он взорвал зал своими прыжками и пируэтами в па-де-де «Дианы и Актеона». Эрнест Латыпов со своей выверенной академичностью и чистотой в технике получил лишь серебро.
В категории дуэты, можно сказать, что весь пьедестал завоевали артисты из Казани. Даже лучшего партнера отдали Михаилу Тимаеву, забыв про шикарную Анастасию Матвиенко. Так, по итогам конкурса лучшей танцовщицей названа бразильянка Аманда Гомес, получившая серебро в категории дуэт (прим. автора: золото не присудили). Бронзу взяла Мидори Терада.
И если рассматривать конкурс как трамплин для будущей карьеры артистов, можно ли кого-то из этих двух лауреатов назвать перспективной звездой балета? Ведь артист интересен тем, что он может объять разные жанры.
«Перспектива» равно «лауреаты» – так ведь должно быть? И почему тогда явно подающая надежды, красивая и с линиями, Екатерина Чебыкина, ученица легендарной Габриэлы Комлевой, получает только диплом?..
Такой же вопрос возникает по отношению к Джой Вомак, тоже получившей только диплом. Обе вполне достойны третьей премии и были не хуже, например, Аманды Гомес. В таких ситуациях нужно отбрасывать эмоции и понимать, что это конкурс. Конкурс – это не про справедливость. Это про жизнь, где есть субъективность, политика, свои и не свои, компромиссы и так далее.
Екатерина Чебыкина выразила правильную мысль:
«Это конкурс. Дальше важно только то, что каждый из нас будет показывать на своей сцене».
Думаю, это самый мудрый подход к итогам конкурсов, потому что лауреат еще не значит интересный артист. Для многих этот конкурс станет пиком их карьеры, особенно для лауреатов старшей группы, это очевидно. Для кого он сложился неудачно – это возможность выдохнуть и подумать, куда двигаться дальше.
Озлобленность – самая пагубная сторона медали, ведь идти на конкурс за наградами – это как минимум мучительно для самого артиста. Важнее то, что каждого участника увидели в разных уголках нашей большой планеты. И лучше потратить свои творческие силы в зале, в тишине, работая над собой дальше, чем в ненужных постах в Facebook о том, как все несправедливо. Ведь со временем все складывается так, как должно быть.
Этот конкурс мне запомнится в первую очередь горящими глазами конкурсантов. Спасибо каждому артисту, который решился переступить черту из-за кулис на сцену, – вот это ваша победа!