Для Владимира Дашкевича этот год – юбилейный. В январе композитору исполнилось 80, но для поклонников у него приготовлено еще немало подарков. Накануне в концертном зале Чайковского состоялся юбилейный концерт композитора.
В исполнении симфонического оркестра кинематографии и ансамбля Дмитрия Покровского прозвучала музыка из легендарных кинофильмов. А также симфонические произведения, которые публика услышала впервые.
Главное событие этого вечера – премьера уникального по форме произведения – трилогии «Божественная комедия 21». Дашкевич писал ее 4 года. Она состоит из трех концертов – это «Ад», «Чистилище» и «Рай». В «Божественной комедии 21» Дашкевич использовал сочинения таких авторов, как Данте, Гете, Булгаков и Блок.
Елена Камбурова работает с маэстро уже более 40 лет – буквально чувствует его музыку. В этот раз читала стихи и прозу как своеобразные эпиграфы к концертам. Солистами выступили альтист Михаил Березницкий, пианист Николай Медведев и скрипач Максим Федотов. «Божественная комедия 21» звучала в сопровождении симфонического оркестра кинематографии под руководством Сергея Скрипки.
«Все эти части «Божественной комедии» – это жизненные перипетии человека, разумеется, и поэтому, вот в этом заключается вся лиричность, и все три концерта, они лирические, при всем при том, что там и адские звучания будут.
Слышать и какие-то скрипы-хлипы и страсти, там есть, безусловно, но все это лирика, лирика очень человечная, очень узнаваемая»,
– объясняет дирижер Сергей Скрипка.
Сам Дашкевич в «Божественной комедии 21» стремился создать новый жанр симфонической музыки, который был бы интересен молодому поколению.
«Попытка связать в музыке, найти снова язык космоса, потерянный нынешними музыкантами, и вот восстановление этого языка космоса и является моей задачей, потому что музыка создает модели мышления. Вот если клипы рекламы, попса заполонят весь мозг нашей молодежи, то она просто разучится мыслить, разучится страдать, разучится переживать»,
– считает Владимир Дашкевич.
На этом концерте состоялась еще одна премьера – впервые была исполнена хоровая симфония Дашкевича «Последняя любовь» на стихи его любимого поэта – Федора Тютчева. Конечно, не обошлось и без любимых всеми мелодий композитора из «Бумбараша», «Зимней вишни», «Собачьего сердца». Они прозвучали в исполнении самого автора и близких друзей композитора: Юлия Кима, Елены Камбуровой.
«Как никто Владимир Сергеевич работал в жанре кино, потому что он очень театральный человек, и поэтому ему очень легко было войти в ткань кинематографа и почувствовать кадр»,
– рассказывает Елена Камбурова.
В свои 80 Владимир Дашкевич в очередной раз доказал, возраст – творчеству не помеха. Кажется, можно остановиться – его мелодии звучат повсюду. Но он продолжает писать, создавая не просто новые произведения, а изобретая новые формы музыкального высказывания.