Встречаются, хотя и редко, люди, чей возраст отсчитывают не годами, а десятилетиями. Замечательному и знаменитейшему российскому музыканту, создателю и в течение 46 лет бессменному художественному руководителю и главному дирижёру Московского государственного академического камерного хора Владимиру Николаевичу Минину 10 января 2019 года исполнилось 90 лет.
Этот более чем солидный юбилей Маэстро вместе со своим хором, который иначе как мининский не называют, отметили концертом в зале им. Чайковского.
Хочу сразу отметить, что это был уникальный в своем роде юбилейный концерт. Я впервые в своей, тоже не очень короткой жизни, попал на динамично развивающийся, прекрасно срежиссированный концерт, а не на нескончаемую скучную череду поздравлений и славословий в адрес юбиляра.
Весь концерт занял один час 50 минут без антракта, и всё это время внимание зала не ослабевало ни на минуту. В этом заслуга директора Московского камерного хора Аллы Аркадьевны Дубильер, которая поставила этот вечер.
Начался концерт видеокадрами, иллюстрирующими хронику главных вех в жизни Владимира Николаевича Минина. Они шли под аккомпанемент «Дороги» из «Перезвонов» Валерия Гаврилина.
- 10 января 1929 – родился в Ленинграде;
- 1937 – поступил в Хоровую школу при Ленинградской капелле им. М. И. Глинки;
- 1938 – арест отца;
- 1941 – эвакуация с Хоровой школой в село Арбаш Кировской области;
- 1944 – возвращение с Хоровой школой в Москву;
- 1945 – поступление в Московскую консерваторию;
- 1951 – окончание Московской консерватории и назначение художественным руководителем и главным дирижёром Ансамбля песни и пляски Северной группы войск Красной армии (Польша);
- 1958 – 1963 – руководитель хоровой капеллы «Дойна», Кишинёв;
- 1963 – 1965 – заведующий кафедрой хорового дирижирования Новосибирской консерватории;
- 1965 – 1967 – руководитель Ленинградской академической хоровой капеллы им. Глинки;
- 1967 – 1979 – преподаватель, с 1971 г. – ректор Музыкально-педагогического института им. Гнесиных;
- С 1972 г – организатор, художественный руководитель и главный дирижер Московского камерного хора.
По окончании кинохроники на сцену энергичной, бодрой походкой отнюдь не 90-летнего старца вышел Маэстро и продирижировал старинной студенческой песней «Наша жизнь коротка». После чего сказал, что лучшим подарком для него стал полный зал слушателей, которые пришли на его юбилей.
Владимир Николаевич сказал, что не будет особо ударяться в воспоминания, а расскажет о трех наиболее важных эпизодах своей жизни.
На сцену выходит десятилетний Искандер Арасланов и под аккомпанемент аккордеонистки Клавдии Тарабаркиной звонким голосом затягивает «Песню о Щорсе» Матвея Блантера на слова Михаила Голодного. Ему в припевах подпевает хор.
По окончании песни Маэстро поведал, что в первом классе на уроке пения эту песню исполняли хором.
«На словах «Голова обвязана»
– вспоминал Маэстро
«мне стало так жалко командира, что на следующих словах «След кровавый стелется по сырой траве» я заголосил изо всех сил».
После урока учительница подошла к Володе и посоветовала ему пойти на прослушивание в Хоровую школу при ленинградской Капелле, которой руководил Александр Васильевич Свешников.
«Я пошел и, как ни странно, был принят!»
Так будущий Маэстро 82 года тому назад вошел в мир музыки.
«Это была первая ступенька на том длинном пути, который привел меня к сегодняшнему дню».
Второй эпизод произошел после войны, когда на советские экраны хлынул поток трофейных фильмов, причём не только немецких, но и голливудских. Среди последних был и фильм «Серенада Солнечной долины», в саундтреке которого звучит великолепный биг-бэнд Гленна Миллера.
«Это стало моим первым увлечением эстрадной музыкой!»
– признался Владимир Минин.
Эпизод третий. По окончании Московской консерватории Владимира Минина призвали на срочную службу в армию. Но у начальства хватило ума не отправлять человека с консерваторским дипломом «копать канаву от забора до обеда». Так рядовой срочной службы Владимир Минин в 22 года был назначен художественным руководителем и главным дирижёром Ансамбля песни и пляски Северной группы войск, располагавшейся в Польше.
Минин вступил в должность незадолго до 23 февраля – Дня советской армии. Одним из обязательных мероприятий этого праздника был конкурс хоров военных частей. По должности председателем жюри стал рядовой Минин, а членами жюри под его началом оказались офицеры вплоть до подполковников. Работа в ансамбле стала для молодого музыканта первой школой работы и руководства коллективом.
В концерте солист Максим Маклаков и хор исполнили как образец песни, входившей в те годы в репертуар многих коллективов, «Коробейники», которую многие считают народной, но у которой есть автор музыки ‑ В. Антипов, а слова принадлежат Н. А. Некрасову.
Поздравить маэстро Минина пришла Валентина Ивановна Матвиенко, но не как официальное третье лицо в государственной иерархии России, а как почитательница Хора Минина. В необычайно сердечном поздравлении, она, в частности, сказала:
«Дело всей жизни Владимира Ивановича не просто состоялось, а он сам стал достоянием российской культуры».
О современном состоянии Московского камерного хора Владимир Минин сказал, что самым главным является чувство сопереживания слушателей с тем, что происходит на сцене.
«Самый тесный контакт возникает между человеческим голосом со сцены и сердцем слушателя в зале!»
Будучи глубоко русским по натуре человеком, Владимир Николаевич Минин никогда не был замечен ни в «квасном патриотизме», ни в каком бы то ни было национализме. Говоря о современном составе хора, Маэстро отметил, что в нём есть не только представители так называемой «титульной нации», но и хористы других национальностей,
«каждый из которых вплетает свой цветок в звучащий венок и придает нашим концертам новые краски, оттенки и выразительные средства».
В хоре есть и украинская община, и, конечно же, в репертуаре хора есть, как сказал Владимир Николаевич «замечательные, трогающие душу украинские песни». Одну из них «Засвiчу свiчу» в обработке А. Гаврильца октет артистов хора подготовил и исполнил самостоятельно. Сегодня, в атмосфере официально поощряемой украинофобии, такая публично заявленная общественная позиция дорогого стоит.
Владимир Николаевич попросил слушателей приветствовать некоторых сидящих в зале людей, с которыми он имел счастье общаться как музыкант: дирижёра Владимира Ивановича Федосеева, кинорежиссёра Вадима Юсуповича Абдрашитова, в озвучании фильма которого мининский хор принимал участие в прошлом году, композитора Юрия Борисовича Шерлинга, чье сочинение «Исход» хор исполнил в прошлом году, композитора Эдуарда Николаевича Артемьева, чью мировую премьеру «эпохального произведения «Девять шагов к Преображению» хор Минина исполнил на предыдущем концерте, актрису Ольгу Михайловну Остроумову, выступавшую с хором Минина в Большом зале консерватории, художественного руководителя Кубанского казачьего хора Виктора Гавриловича Захарченко.
Был показан замечательный фрагмент из фильма, сделанного к 40-летию Мининского хора, в котором руководитель Литовского камерного оркестра Саулюс Сондецкис кратко, но исчерпывающе охарактеризовал Московский камерный хор и его руководителя.
«После репетиции Владимир Николаевич всегда ноет и ноет: и то плохо, и это нехорошо. А спросим ‑ когда мининский хор пел плохо? Не помню! А когда ‑ посредственно? Не помню. С самого начала его хор занял место на вершине Олимпа и никогда с неё не спускался».
Сондецкис сравнил красоту звучания хора Минина со скрипкой Страдивари.
В видеофрагменте интервью пианист и дирижёр Михаил Плетнев назвал Московский камерный хор, созданный Мининым, «совершенным музыкальным инструментом, управлять которым одно удовольствием. <…> Люди, поющие в хоре Владимира Николаевича, могут с гордостью сказать: «Я – артист хора Минина».
В. Н. Минин поблагодарил хормейстера хора Ольгу Словеснову, концертмейстера Елену Ильину и директора хора Аллу Аркадьевну Дубильер за вклад в организацию этого концерта.
В концерте также прозвучали следующие произведения: Антон Брукнер – «Kyrie Eleison» из Мессы ми минор, Бизе – Шерлинг – два фрагмента из музыки к драме Альфонса Доде «Арлезианка» (дирижировал второй дирижёр Московского камерного хора Тимофей Гольберг), Георгий Свиридов – два фрагмента из кантаты «Курские песни» ‑ «Купил Ванька косу» и «Ты воспой, воспой жавороночек», Джоаккино Россини ‑ «Agnus Dei» из «Маленькой торжественной мессы».
В юбилейном концерте Владимира Минина прекрасно выступил ансамбль солистов группы медных духовых инструментов Академического симфонического оркестра Московской филармонии (художественный руководитель и главный дирижёр Юрий Симонов).
Исполнение «Agnus Dei» Россини было синтетическим. Сольную партию меццо-сопрано в видеозаписи пела Елена Образцова, а хоровую – мининский хор вживую на сцене.
Как ни старались организаторы концерта избежать официальных поздравлений, но без одного из них – от мэра Москвы Сергея Семеновича Собянина обойтись было невозможно – хор-то Московский. Его зачитал министр культуры Правительства Москвы Александр Владимирович Кибовский.
Предваряя официальное поздравление московского градоначальника, Кибовский отметил, что по его наблюдению Минина поздравляли четыре поколения слушателей. Это говорит о том, что настоящее искусство не знает возрастных границ.
Руководитель управления культуры Москвы вручил Владимиру Николаевичу Минину ордер столичного департамента по управлению имуществом, подписанный 10 января, передающий Московскому камерному хору еще 20 помещений в особняке, в котором сейчас расположен хор.
Официальную часть концерта завершил «Символ веры» («Верую») из «Демественной литургии» Александра Гречанинова (солист – Михаил Середа, бас).
Владимир Николаевич собрался было завершить концерт, как Алла Дубильер выпустила на сцену группу детей артистов хора, исполнивших песню ансамбля «Верасы» (русский текст Игоря Шаферана) «Я у бабушки живу» (У меня сестрёнки нет…).
Вспоминая этот концерт, нельзя не согласиться с Саулюсом Яцковичем Сондецкисом, что мининский хор никогда не пел не то, чтобы плохо, но даже посредственно. Хотя даже на общем блестящем фоне нельзя особо не отметить исполнение «Kyrie eleison» из Мессы ми минор Антона Брукнера.
Умом я понимаю, что нельзя объять необъятное, но не могу не высказать сожаления, что в этом концерте не прозвучал шедевр репертуара хора Минина последних лет – Adagio Самуэля Барбера. У меня ком подкатывает к горлу при одном только воспоминании об исполнении этого сочинения хором Минина!
По завершении концерта зал стоя еще долго аплодировал и не отпускал Маэстро со сцены. Можно только пожелать Владимиру Николаевичу Минину ещё долго быть в такой замечательной творческой и физической форме, которую он показал на концерте в день своего 90-летия. Ни один стадион в мире не вместил бы всех желающих пропеть «Многая лета» Маэстро Минину! Давайте же мысленно пропоём «Многая лета! Многая лета! Многая, многая, многая лета!»
Владимир Ойвин