Свой очередной юбилей Галина Вишневская встречает в полном расцвете сил. Гениальная певица – человек страсти. Она всегда была нетерпима к тому, что считала неправильным.
“Наверное, это недостаток мой, говорит примадонна, но никогда не промолчу, особенно если это касается искусства. Ну как я могла стерпеть после увиденного на премьере “Евгения Онегина”? Нельзя так издеваться над классикой! Одним махом плюнули в лицо двум нашим гениям – Пушкину и Чайковскому!”
Поэтому она отказалась праздновать свой юбилей в Большом театре.
Галина Павловна Вишневская, родилась 25 октября 1926 года в Ленинграде. Петь, по её словам, начала раньше, чем говорить. Ее мать Зинаида Антоновна была цыганской крови. Поэтому в семье часто звучали песни и романсы. У ее отца Павла Андреевича Иванова тоже был хороший голос. Но он сильно пил. И девочку воспитывала бабушка.
Галина Вишневская с рождения обладала природно поставленным голосом. В школе участвовала во всех концертах. А когда ей было 9 лет, ее заметил замечательный учитель пения Иван Игнатьевич Игнатов. Начались регулярные занятия. В репертуаре маленькой певицы появились Моцарт, другие классики. Позже пению обучалась у знаменитой В. Н. Гариной. Но по окончании школы началась война. Всю блокаду Галина была в Ленинграде, служила в противовоздушной обороне в Кронштадте.
С 1944 Галина Вишневская – артистка Ленинградского областного театра оперетты. Затем работала в Ленинградской филармонии. 1952-1974 – солистка Большого театра СССР.
Виртуозная легкость и подвижность голоса – лирико-колоратурного сопрано, голоса обширного диапазона, предельной гибкости и вместе с тем полнозвучного и ровного по тембру во всех регистрах – само звучание голоса Вишневской, ведение музыкальной фразы придавало исполнению черты возвышенного благородства. Как концертная певица она выделяется проникновенной интерпретацией романсов Мусоргского, Чайковского, Шостаковича.
В Большом театре, в который поступила, дебютировала в партии Татьяны. Исполнила также партии Лизы, Аиды, Виолетты, Чио-Чио-сан, Марфы в “Царской невесте”. Спела монооперу Пуленка “Человеческий голос”. Снялась в заглавной роли в фильме “Катерина Измайлова”. Гастролировала во многих странах мира. Выступала в партиях Лизы в Сан-Франциско, Леди Макбет в Эдинбурге, Тоски в Мюнхене, и завершила оперную карьеру в 68 лет в парижском Гранд-Опера триумфальным исполнением все той же Татьяны из оперы «Евгений Онегин», с которой началась ее горячая мечта и судьба.
Первый раз Галина вышла замуж в 18 лет за моряка Георгия Вишневского. Но он был безумно ревнив, его раздражал мир искусства, к которому влекло Галину, и они вскоре расстались.
За год до окончания войны, когда поступила на работу в Ленинградский областной театр оперетты, второй раз вышла замуж за директора театра скрипача Марка Ильича Рубина. И после 9 лет совместной жизни Галина Павловна влюбилась в Ростроповича и ушла от мужа.
“Ростроповичу невозможно было противостоять, в своей страсти он был безумен, ухаживал красиво”.
Да и по характеру сошлись. Оба страстные, неравнодушные к жизни. Вместе они уже полвека. Много выступали на одной сцене. Вместе вошли в мировую музыкальную элиту.
А диплом об окончании Московской консерватории она получила лишь в 1966 году, экстерном сдав экзамены. Ростропович заставил. Говорил:
“Закончишь петь, захочешь преподавать, а тебе не разрешат, скажут, нет образования”.
В тот момент Вишневская уже была народной артисткой СССР.
Обе их дочери старшая Оля, младшая Лена и шестеро внуков живут за границей. Ребята имеют американские паспорта и с сильным акцентом говорят по-русски. Вишневская очень огорчается, что они оторвались от корней. Разве дети виноваты, что Советская власть так поступила с их родителями? Вероломно лишили гражданства (кстати, причиной, послужившей лишению гражданства двух великих музыкантов, было якобы то, что на их даче под Москвой некоторое время жил Александр Солженицын, который в те годы был в опале). Но потом гражданство вернули.
Отлучение от родины в 1974 году, которое длилось для нее, и ее мужа Мстислава Ростроповича 16 лет, никак не помешало ее карьере. Она пела на всех известных оперных площадках мира. По возвращении на Родину, она построила в Москве Центр оперного пения на Остоженке (но получать российский паспорт наотрез отказалась). В этом же доме наверху ее квартира, прямо над оперными классами. Вишневская с азартом мастера ищет по всей России певческие таланты и доводит необработанный голос до алмазного блеска.
Недавний подвиг актрисы – съемки в фильме Александра Сокурова. Героиня фильма не имеет никакого отношения к оперной сцене, это бабушка, которая едет в Грозный навестить своего внука, капитана российской армии. Зная Сокурова, легко можно предположить, что за этим немудрящим сюжетом, скрыта целая духовная бездна. Фильм уже снят и будет показан в начале 2007 года.
“Вне зависимости от того, документ какой страны лежит у меня в сумочке, была и остаюсь русской. И похороненной хочу быть в родной земле. А обид ни на кого не имею. Обиды – удел слабых”.