Величайший баритон планеты, владеющий голосом как бог – пожалуй, ни один из оперных певцов современности не удостаивался такого обожания и таких восторгов всего мира, как уроженец Красноярска Дмитрий Хворостовский.
16 октября его день рождения.
Всегда в черном, с белоснежной копной волос и неизменным кулоном в виде пистолета, Хворостовский всегда немного провоцировал публику, и вся его карьера соответствует образу своенравного и дерзкого, не терпящего рамок мачо. Неудивительно, что журнал People включил его в список самых красивых людей планеты.
В оперу он пришел лишь в 21 год – и сразу взлетел на недосягаемую высоту. Кто бы мог подумать, что начинал звезда главных оперных подмостков мира в никому не известной красноярской рок-группе, увлекался хард-роком.
Но папа-химик с его виртуозным владением роялем, страстным обожанием оперы и редчайшей по советским меркам коллекцией классических арий в исполнении первых величин – от Марии Каллас до Карузо – видимо, взял верх: сделанная еще в четырехлетнем возрасте прививка классики дала эффект.
Дмитрий начал брать уроки оперного вокала, и с поистине сибирским упорством добился высочайших результатов. Сначала покорив Красноярск, потом Россию, а потом – через международный конкурс «Кардиффские голоса», где он получил гран-при– без преувеличения всю планету.
Трансляция этого конкурса 1989 года велась на весь мир, за исключением СССР. Не удивительно, что в мрачном для России 1994 году Дмитрий предпочел осесть в Лондоне. Впрочем, по его собственному признанию, там он бывает не чаще трех недель в году. Все остальное время – бесконечные концерты. Милан, Вена, Париж, Нью-Йорк, Москва, Санкт-Петербург и – конечно – Красноярск. Кстати, там Хворостовский по-отечески опекает юные дарования.
Когда смотришь на него или слушаешь его пение, возникает удивительное ощущение уверенности и силы. Голосом можно зарычать не хуже, чем мотором самолета – он часто бравирует на публике, это часть не только амплуа – натуры.
Сибирская мощь – гренадерский рост, атлетическая фигура – не может не внушать симпатии и чувства доверия. Отсюда и репертуар – солдатские песни, романсы, духовное пение. Впрочем, сила хороша тем, что остается внутри, а на поверхности – ровная и уверенная работа «мотора».
Форсированию голоса Хворостовский, по его собственному признанию, предпочитает дымчатое колорирование голоса.
«Голос – это часть моего огромного дела, без которого я не могу жить. Пение заменило всю мою жизнь»,
– признавался певец в недавнем интервью.
Харизма сыграла не последнюю роль в его карьере. И болезнь он преодолевает открыто. В многочисленных интервью он без тени позерства терпеливо отвечает на вопросы о течении химиотерапии, о том, какие перепады настроения испытывает, и о том, как музыка помогает ему преодолеть самые тяжелые моменты.
«Верить в себя, верить в любовь, верить в счастье»
– эти слова, которые певец произнес в одном из интервью, звучат невероятно убедительно и наверняка помогут многим в схожей ситуации.
Наверное, еще один секрет его обаяния – в мальчишеской простоте и честности:
«всегда веду с жизнью честную игру».
Выступление на сцене он воспринимает с таким трепетом, что на два дня запирается в номере отеля, ища уединения и настраиваясь. После каждого выступления он теряет три килограмма веса. Спеть плохо для него означает «конец света». И даже сейчас, когда певец, по его собственному признанию, светится от облучения, его пение остается почти таким же безупречным, как и раньше.
И сейчас Хворостовский полон планов и идей. Вместе со своим бессменным со времен Кардиффа аккомпаниатором Ивари Ильей он готовит программу романсов “дилетантов”. Своеобразная дань ностальгии по 90-м, ведь “Очи черные” были одной из его первых записей. Тогда он записал этот романс с Оркестром имени Осипова. О том времени Хворостовский говорит – «удивительное». Время надежд и проснувшейся веры в себя.
Еще одна любимая программа – произведения духовной музыки. Совсем недавно вышел альбом Хворостовского, на котором он исполнил камерный цикл “Отчалившая Русь” Георгия Свиридова. С ней он планировал концертный тур по России и миру. Теперь остается лишь надеяться, что этим планам ничто не помешает.
10 ноября увидит свет релиз оперы Верди “Риголетто”. Об этой записи, которая была сделана с оркестром Константина Орбеляна, певец отзывается с особой нежностью – «так уже не спою».
Он большой и сильный. Но кто бы мог подумать, что этот русский богатырь, положивший к своим ногам все страны континенты, родился преждевременно. А в детстве ему по ошибке дважды сделали БЦЖ и он чуть не оглох, получив «оглушительную» дозу туберкулезной палочки.
Сегодня невозможно представить сцену без Хворостовского. Он никогда не служил ни одному театру, предпочитая свободу – творчества, репертуара, партнеров. И всегда побеждал. Пусть и на этот раз будет также.
Но я, Добрый Воин, я знаю
На чьей стороне бьется правда.
Десница не дрогнет, а в сердце,
Как Феникс, восстанет из пепла
Бесстрашная жажда Победы.
Их – тьма! Эта тьма беспощадна.
Но света триумф, Богом данный,
Держу я в руках – Добрый Воин!
– слова из песни «Добрый воин», которую Хворостовский исполнил в программе «Дежавю».
Ксения Фокина, “Вечерняя Москва”