7 мая исполняется 175 лет со дня рождения Петра Ильича Чайковского. Разумеется, Театр оперы и балета, который носит имя великого композитора, не мог оставить эту дату без внимания. С 3 по 13 мая в Пермском оперном театре, Доме Дягилева и Доме Смышляева проходит фестиваль Чайковского.
Бюст Петра Ильича Чайковского работы скульптора Алексея Матвеева был установлен театре оперы и балета в январе прошлого года. Так Чайковский встречает зрителя еще в фойе театра. А в начале мая – и повод особый. 175-лет со дня рождения Петра Ильича и 50-лет с момента присвоения театру имени композитора. В течение 10 дней в Перми будут звучать произведения русского гения.
Наталья Нечаева, зритель:
“Мы очень рады и гордимся, что именно в нашем городе есть такой театр, я с детства сюда хожу. Приятно, что Пермь даже в этом культурном отношении выделяется”.
1928 год. Именно тогда была впервые поставлена на сцене Пермского театра “Пиковая дама”. Этой оперой, правда, в концертном исполнении, и открылся 3 мая Фестиваль Чайковского. Шедевр из шедевров, именно так называют музыковеды последнюю из опер Чайковского, которая еще и самая симфоничная – из-за драматургической композиции сквозного развития нескольких постоянных тем.
Андрей Данилов, дирижер Пермского театра оперы и балета:
“Мне кажется, что “Пиковая дама” – это вершина творчества Чайковского. И многие его сокровенные мысли и чувства последних лет его жизни он вложил в это произведение”.
В творческих кругах пермский театр называют Домом Чайковского. Имя великого композитора наш театр носит с 1965 года. На этой сцене был поставлен своеобразный рекорд: впервые в одном театре шли все театральные произведения Чайковского – три балета и семь опер. В разное время в городе проходили Всероссийские фестивали музыки Чайковского.
Валерий Платонов, главный дирижер Пермского театра оперы и балета:
“Петр Ильич Чайковский – это величина огромного масштаба, которая сравнима только с галактическим соизмерением. Для Пермского театра оперы и балета имя Чайковского давно является знаковым”.
Чайковского в Перми любят. Так, первая постановка “Мазепы” была в 1920 году. А всеми любимый балет “Лебединое озеро” пермяки впервые увидели в 1931. После этого он неоднократно возвращался. Последнюю поставку – в хореографии Мариуса Петипа – пермяки увидели на фестивале. Также в программу включены “Евгений Онегин”, “Щелкунчик”, “Спящая красавица”, а также симфонические произведения Петра Ильича Чайковского.
Марк Де Мони, генеральный менеджер Пермского театра оперы и балета:
“Он везде находил возможность использовать русские мотивы. И это несмотря на то, что в 19 веке для русской интеллигенции все русское было под негласным запретом”.
Завершится фестиваль 13 мая Гала-концертом. За пульт встанут сразу несколько дирижеров – Теодор Курентзис, Валентин Урюпин, Артем Абашев, Андрей Данилов и Петр Белякин. Оркестр МusicАeterna, Большой симфонический оркестр театра и солисты оперы исполнят любимые сочинения пермяков – фрагменты из опер и балетов Петра Ильича Чайковского.