Случилось так, что в один день, 12 сентября, происходили знаковые события в культурной жизни Москвы.
Столица, подобно огромному оркестру, настраивалась на новый музыкальный сезон.
Во-первых, открывал новый театральный сезон Большой театр. Этому событию была посвящена большая пресс-конференция.
Сбор труппы главного театра страны начался с телевизионной съёмки поздравления маэстро Владимиру Спивакову, который в этот день отмечал свой юбилей. Вечером в Доме Музыки прошёл концерт в честь знаменитого маэстро. Звучали голоса мировых звёзд оперы.
В это же время в Концертном зале имени П. И. Чайковского собиралась публика, давно ожидавшая намеченное на сентябрь месяц концертное исполнение оперы «Танкред» Джоаккино Россини, которое проходило в рамках Большого фестиваля РНО, руководимого маэстро Михаилом Плетнёвым.
В концерте участвовали Российский Национальный Оркестр под управлением легендарного маэстро Альберто Зедды, признанного интерпретатора сочинений Джоаккино Россини, хор Академии Хорового Искусства имени В. С. Попова и солисты, о которых стоит поговорить особо.
Состав солистов, представленный на сцене КЗЧ, был очень сильным, можно сказать, звёздным.
В афише первой была обозначена меццо-сопрано Патрисия Бардон из Ирландии, исполнительница титульной партии Танкреда. Её карьера на мировых оперных сценах проходила в тесном сотрудничестве с такими именитыми мастерами, как Зубин Мета, Клаудио Аббадо, Карло Рицци, Марк Минковский и другими. Репертуар певицы простирается от сочинений Монтеверди, Генделя, Глюка до Россини, Бизе, Верди и современных авторов.
Партию Аменаиды исполнила сопрано Ольга Перетятько, которую знают, любят и ждут в России. Уроженка Санкт-Петербурга, востребована на самых знаменитых оперных сценах мира.
Только за прошедший сезон певица выступила на сценах Метрополитен-опера в Нью-Йорке, в Ла-Скала в Милане, на Зальцбургском фестивале и т.д.. Услышать певицу вживую большая удача. И вот теперь сопрано Ольга Перетятько участвует в опере Дж. Россини с дирижёром маэсто Альберто Зеддой, с таким прекрасным оркестром – всё это настраивало зрителей на предвкушение роскошного праздника!
Партия Аржирио была поручена опытному исполнителю россиниевского репертуара итальянскому тенору Антонино Сирагузе. Певец хорошо знаком посетителям Россиниевского Оперного Фестиваля, ROF, что ежегодно, в августе месяце, проходит в Пезаро, на родине великого Дж. Россини. Вот и в этом году тенор Антонино Сирагуза исполнил заглавную партию Ринальдо в опере «Армида» Дж. Россини, грандиозном музыкальном сочинении великого композитора.
Участвовали в исполнении оперы «Танкред» и молодые наши певцы: бас Олег Цыбулько из Молдовы в партии Орбаццано, меццо-сопрано Александра Кадурина в партии Изауры и Ирина Рейнард, меццо-сопрано, в партии Руджеро.
Стройно и чинно заняли свои места певцы хора Академии хорового искусства имени Виктора Попова. Среди них был и художественный руководитель, наставник молодых певцов Алексей Петров.
Можно сказать, что у фестиваля РНО, проходящего ежегодно осенью, есть свои постоянные слушатели, весьма искушённые и требовательные. Это сразу же почувствовалось, как только на сцене появились музыканты оркестра.
Публика не упустила возможность откликнуться на их появление. Очень тепло, с энтузиазмом зрители встретили нашего дорогого гостя, маэстро Альберто Зедду. Знаменитый дирижёр, исследователь и интерпретатор наследия великого Дж. Россини, уже не в первый раз выступает с РНО. Осенью прошлого года маэстро Альберто Зедда дирижировал этим оркестром при исполнении «Маленькой торжественной мессы» Дж. Россини в этом же зале.
Зазвучала увертюра, погружая зрителей в предстоящее действие, повествуя о событиях стародавних. Первоначально эта увертюра являлась составной частью оперы Дж. Россини «Пробный камень», принесшей двадцатилетнему композитору громкий успех при постановке её на сцене Ла Скала в Милане в 1812 году.
Приём заимствования увертюр известен в творчестве Дж. Россини. Так, увертюра к «Севильскому цирюльнику» открывала ещё две его оперы. Это знаменитая опера «Аурелиано в Пальмире» и «Елизавета, королева Англии». Можно утверждать, что индивидуальность композитора Дж. Россини, его жизненная философия наиболее ярко выразились, сконцентрировались именно в увертюрах.
Пройдя испытание временем, они дают нам чёткое представление об индивидуальности автора. Так, биограф композитора Фредерик Стендаль, описывая успех оперы «Танкред» в театре Ла Фениче в Венеции, употребляет слова «радость, огонь, стремительность, гений, фурор». Это было в 1813 году.
Музыка Дж. Россини шагнула на просторы Российской Империи в 1821 году. В Одессе была исполнена опера «Севильский цирюльник», на которой присутствовал поэт А.С. Пушкин. Свои впечатления от музыки Дж. Россини поэт выразил в стихах:
Он звуки льёт – они кипят,
Они текут, они горят,…
И далее:
Как зашипевшего Аи
Струя и брызги золотые,…
(«Евгений Онегин», гл. 8).
С тех пор оперы Дж. Россини не сходят со сцен российских оперных театров. Невидимая связь времён и поколений продолжается. Так и в этот раз: только что, в конце августа, завершилась программа ROF – 2014 в Пезаро, на родине Дж. Россини, а уже в середине сентября, в Москве, мы слушаем оперу «Танкред». Фестиваль РНО подхватил, продолжил главную идею ROF: популяризировать творчество Дж. Россини, исполнять малоизвестные произведения великого итальянца.
Если вы спросите, кто сейчас наиболее компетентен в вопросах, касающихся творческого наследия Дж. Россини, то ответ будет только один: маэстро Альберто Зедда. Вот поэтому искушённые московские меломаны так тепло приветствовали появление маэстро за дирижёрским пультом РНО.
Зазвучал оркестр. Должна признаться, что именно оркестр, руководимый Альберто Зеддой, был лучшим и главным действующим лицом в этот вечер. Такое звучание струнных инструментов редко, очень редко можно услышать. Совершенно по-новому раскрылся музыкальный текст оперы Дж. Россини. Для солистов представилась редкая возможность быть в диалоге с оркестром.
Сказать, что сопрано Ольга Перетятько была на голову выше остальных солистов, значит ничего не сказать. С момента появления певицы на сцене прекрасное, лёгкое, беспредельное в техническом совершенстве колоратурное сопрано вступило в диалог с оркестром и вырвалось на недосягаемые высоты вокального искусства. Певица, едва ступив на сцену, сразу преображалась, будучи поглощённой тем содержанием, которое она несла зрителям.
Зал внимал ей благоговейно, с обожанием, застыв и замерев. Как только затихали звуки оркестра, зал единодушно взрывался овацией.
Ни в дуэтах, ни в ансамблях не было партнёров, сравнимых с божественной Аменаидой – Ольгой Перетятько. Зрители хотели слушать только её, досадливо отмечая необычный тембр тенора Антонино Сирагузы, в голосе которого было слишком много «металла», а проще, недоставало тембральной окраски.
Технические приёмы в его пении также вызывали вопросы, особенно при «взятии высот». Местами исполнение певца очень роднилось с народной манерой звукоизвлечения, что уже свидетельствовало об отступлении от классического стиля оперного пения.
Исполнительница титульной партии Танкреда, меццо-сопрано Патрисия Бардон, при всех формальных показателях соответствия мировому уровню ведущей певицы не вписалась в концепцию исполнения, которая сложилась на сцене. Тут можно говорить о недостаточной технической оснащённости голоса, столь необходимой в россиниевском репертуаре, о странном, даже пугающем способе взятия верхних рубежей в музыкальном тексте. К сожалению, не прозвучали на должном уровне дуэты, составляющие особую красоту в этой опере.
Обнадёживающе, свежо звучали молодые меццо-сопрано Александра Кадурина – Изаура и Ирина Рейнард – Руджеро.
Очень красивые, сильные голоса, выразительная манера исполнения позволили певицам соответствовать высокому уровню представления оперы Дж. Россини. Молодой бас Александр Цыбулько – Орбаццано, обладатель красивого, сильного голоса, провёл свою партию ровно и уверенно, чему, разумеется, способствовал уже довольно солидный список исполненных ведущих оперных партий, в том числе и на сцене Большого театра.
Хор Академии хорового искусства имени В. С. Попова звучал мощно, слаженно, как единое целое, подтверждая репутацию одного из самых сильных хоровых коллективов не только в нашей стране, но и за её пределами.
Опера была очень хорошо, тепло, с энтузиазмом принята нашей публикой, долго не отпускавшей исполнителей. Было много счастливых, радостных лиц среди зрителей, много цветов, аплодисментов. В зале царила необыкновенно радостная, праздничная атмосфера. Поздравления продолжались и за кулисами. Опера «Танкред» Дж. Россини состоялась в Москве!
Людмила Краснова