Театр «Геликон-опера» представил премьеру — самую запутанную оперу Верди «Трубадур».
Завершающийся сезон выдался для театра роскошным, наполненным событиями, что приносили ему оглушительные успехи.
По русской классической традиции «геликоновцы» долго «запрягали», и премьеры стали выдавать только во второй половине сезона. Сначала нашли феноменальную разгадку тайны китайской принцессы Турандот в опере Пуччини, в процессе чего обрели еще и нового музыкального руководителя — выдающегося дирижера Владимира Федосеева.
Потом испытали на себе «горе от ума»: представили труднейшую оперу Александра Маноцкова «Чаадский» в постановке Кирилла Серебренникова. Получился едва ли не «документальный спектакль», сразу же превратившийся в театральный миф.
Стала событием и премьера «Трубадура». На первый взгляд худрук «Геликона» Дмитрий Бертман делает очень опасный, конъюнктурный ход: сопрягает искусство с политикой, перенося место и время действия оперы в сегодняшнюю, объятую войной Сирию.
В фойе театра даже развернута выставка работ вернувшихся оттуда фотокоров. А декорации (шикарная сценография Игоря Нежного) — это стилизованные руины Пальмиры, на которых иногда возникают элементы театральности: то занавес, то красивые костюмы (художник — Татьяна Тулубьева).
Воспользовавшись тем, что либретто, мягко говоря, не отличается стройностью повествования, Бертман фактически предлагает свой авторский сюжет оперы, в котором размышляет о природе мести, пусть даже как акта справедливости, и доказывает, что ее последствия всегда бессмысленны и беспощадны. Получается не только внешне эффектно, но и пронзительно.
За дирижерским пультом молодой испанец Оливер Диаз вытаскивает из партитуры максимально возможный драйв в предельно быстрых темпах. Певцам сложно, но они стараются. Леонора Алисы Гицба — страстная женщина и актриса.
Ди Луна Михаила Никанорова загадочен, но харизматичен в своем коварстве. Манрико — геликоновский дебютант из Новосибирска Иван Гынгазов — обладатель феноменально большого и красивого голоса. Но страстность вкупе с премьерным волнением и недостатком опыта порой трансформировали пение в крик и в объятиях возлюбленной, и в непримиримой борьбе с врагом.
Тут ключевым персонажем становится Азучена (шикарная Ксения Вязникова) — интриганка и манипулятор, которая и приводит в действие страшный маховик мести, не оставляющий подле себя ничего живого. А публика получает повод еще раз задуматься о сути и цене всех братоубийственных войн, что коллекционирует человечество.
Мария Бабалова, Вечерняя Москва